При оценке эффективности деловой авиации часто учитываются внешние макроэкономические факторы и их влияние на отрасль. Но что если взглянуть на сам авиапарк? На микроуровне, уровне компонентов, спрос на запчасти и обилие (или дефицит) этих деталей дают представление о производительности мирового авиапарка, что может быть трудно оценить, если смотреть со стороны.

Данные за октябрь 2025 года, предоставленные порталом Locatory.com, авиационной торговой площадкой для авиационных запчастей, химикатов, расходных материалов, активов, оборудования и услуг, показали самые популярные и труднодоступные авиационные детали для самолётов деловой авиации во всем мире.
Рост числа поисковых запросов на уплотнительные кольца и прокладки (AS3084-06, M83248/1-904, AS3209-122, MS9020-04 и MS9021-213) свидетельствует о сохраняющемся внимании к целостности гидравлических и топливных систем. Упомянутые детали широко используются в популярных бизнес-джетах, таких как Bombardier Challenger, Cessna Citation и Gulfstream. Уплотнительные кольца и прокладки обычно заменяются во время плановых проверок – часто через 400-800 лётных часов или в рамках проверок A-check – для предотвращения утечек в гидравлической системе и потери давления.
Частый поиск различных шарикоподшипников и шплинтов, совместимых с Bombardier Global 5500, свидетельствует о том, что компании уделяют особое внимание механической надежности и компонентам управления движением. Подшипники и шплинты играют важнейшую роль в узлах шасси, системах управления и приводах. Эти компоненты часто проверяются или заменяются во время капитального ремонта или проверок после 3000 и более лётных часов, чтобы избежать отказов, связанных с вибрацией.
По данным Locatory.com, в настоящее время наиболее сложно найти электрические компоненты и системы электропитания. Эти детали необходимы для систем генерации, распределения электроэнергии и освещения кабины экипажа, и их недоступность отражает перебои с поставками авионики и электрических подсистем. По данным рынка запчастей, основными причинами их дефицита являются устаревшие производственные линии, ограничения сертификации и сокращение запасов у OEM-производителей.
Повышенное внимание также уделяется генераторам и лампам. Эти компоненты необходимы для резервирования питания авионики бизнес-джетов, особенно тех, которые выполняют длительные или ночные полёты. Генераторы и регуляторы часто обслуживаются или заменяются во время проверок C-check или после 2000-3000 лётных часов, в зависимости от рекомендаций производителя.
Регулярное техническое обслуживание и замена расходных материалов остаются на прежнем уровне, особенно для поршневых и турбовинтовых самолётов. Такие детали, как свечи зажигания, тормозные накладки и заклёпки (свеча зажигания REM38E, тормозная накладка 066-10500 и заклёпка 105-00200), особенно востребованы для таких самолётов, как Cessna 172, 182 и 206, Hawker Beechcraft 1000 и Learjet 45. Свечи зажигания и фильтры заменяются регулярно через каждые 100-200 лётных часов на поршневых и турбовинтовых самолётах, таких как King Air или Pilatus PC-12. Кроме того, тормозные накладки и заклёпки меняются при осмотре шасси и планера после заданных циклов посадки.
Распространение поисковых запросов по категориям двигателей, гидравлики, электрики и конструкции свидетельствует о том, что операторы авиапарков реализуют комплексные программы технического обслуживания, а не просто выполняют срочные ремонтные работы. Это согласуется с растущим интересом к предиктивному техобслуживанию и мониторингу состояния в деловой авиации, особенно среди операторов моделей Falcon, Learjet и Hawker.
Аналитики Locatory.com считают, что общая картина поставок указывает на старение парка и дефицит компонентов в различных системах. Совокупность электрических, механических, уплотнительных и структурных компонентов демонстрирует повсеместное перенапряжение в поставках для всех систем воздушного судна.
Многие из перечисленных деталей подходят для бизнес-джетов и региональных самолётов, находящихся на средних и поздних сроках эксплуатации. Эта тенденция подчёркивает необходимость проактивных стратегий поиска поставщиков, развития альтернативных поставщиков и тщательного мониторинга жизненного цикла критически важных компонентов, отмечает Locatory.com.
Источник:









