Евгений Клочков: Давайте смотреть не на информационный шум, а на долгосрочные эффекты

Доктор делового администрирования, основатель Управляющей компании ANG, партнер Global Jet в России Евгений Клочков о перспективах бизнес-авиации в текущей ситуации

В сентябре 2019 году, благодаря BizavNews, вышла моя статья «Добро пожаловать в новый мир». В ней я указывал, что общая модель работы на рынке бизнес-авиации накопила существенное количество противоречий, которые выправлялись всякого рода «костыликами-подпорками». В этой ситуации системная корректировка была лишь вопросом времени. Но к тектоническим изменениям вряд ли можно быть по-настоящему готовым, ведь происходит смена мироустройства и парадигмы.

Сейчас все мечтают заглянуть «за горизонт», однако я не люблю делать просто прогнозы и предлагаю сделать упор на логику и понимание моделей поведения участников рынка.

Во-первых, текущая операция, совершенно очевидно, это результат долгого стратегического и тактического планирования. Не буду углубляться в детали - тот кто захочет в этом убедится, задаст себе верные вопросы и увидит ответы. Убежден в операции непрофессионалов нет и план имеет кучу ответвлений на всевозможный ход событий.

Во-вторых, западный мир, в большей его части, живет в парадигме капитализма и, в связи с этим, вспомним классиков:

«Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

Ну а теперь основываясь на этих двух утверждениях посмотрим, какой же вариант развития событий самый естественный.

Ограничения на полеты

Закрытие неба всеми странами Европы для российских авиакомпаний очень эффектно смотрится на сайте CNN, однако при реализации этой красивой картинки, я уверен, начнутся сложности. Смотрим на карту мира и понимаем, что западный полуостров Евразии объявил остальной Евразии бесполетную зону. А ведь все будет зеркально, а то и асимметрично. То есть в ответ, большая часть Евразии объявит бесполетную зону своему западному «отростку».

Уверен, на долгосроке «капитал» не потерпит увеличение летного времени из Лондона до Токио до 19 часов, с пересадкой, где-нибудь на Аляске. В ближайшие недели, через своих лоббистов, его величество «капитал» быстренько обеспечит нужные исключения из правил, в формате – это необходимо для обеспечения финансовой стабильности западных государств. Список государств, естественно, будет поделен на два поля - кому можно и кому нежелательно. Несколько стран займут свое место в первом списке, а остальные будут в очереди во втором. Ведь все звери равны, но есть рАвнее!

Ограничения на поставки техники

Европа радостно анонсировала ограничения на поставки авиационной техники и это очередная красивая картинка для CNN. Однако не слышно аналогичных громких криков из США и ограничений от компании Boeing. Не будем уходить в детали, в итоге российский рынок попросту достанется американскому бизнесу, например компании Boeing. Удивительное применение гибридных политико-экономических инструментов в условиях финансовой нестабильности. Оглянемся назад – у нас за плечами два года пандемии, с разрывом экономических цепочек. И теперь внимание вопрос – кто восстановится быстрее – тот, кто лозунгами сыпет или тот, кто работает?

Ограничения на поставки запчастей

Давайте смотреть не на информационный шум, а на долгосрочные эффекты. Запрет поставок запчастей одному из крупнейших покупателей Airbus, например, компании Аэрофлот, будет означать сокрушительный удар по репутации производителя. Станет очевидно, что все покупатели, и даже крупные интернациональные корпорации в мире, под угрозой! Они более не зависят от рыночных условий и переговорной позиции бизнесменов, а полностью во власти политиков. А это риск того, что в один момент весь купленный флот может превратиться «в тыкву». В момент серьёзных сомнений к покупателю придет харизматичный представитель компании Boeing, развеет все невзгоды и сделает выгодное предложение.

«Первое правило бизнеса – защищайте свои инвестиции», – Этикет банкира. 1775 год.

Большой капитал не позволит потерять годами завоевываемый рынок под громкие лозунги. К тому же «серый рынок» запчастей никто не отменял. Еще 20 лет назад этим никого было не удивить. Будут на западе новые механизмы сертификации и прочие инструменты, которые будут разработаны с привлечением лоббистов.

Лизинг самолетов

Что такое лизинг? Упрощенно – это кредит. Если банк дает кредит, он начинает требовать заключить страховку в «своей» страховой компании, чтобы потом перестраховать у более крупных компаний и монетизировать этот долг. Конечно, вы вправе сделать это по своему усмотрению, но ставки по лизингу могут быть скорректированы, что повлияет на всю финансовую модель коммерческой компании. Вроде никто никого не заставляет, но всем все понятно.

А что так можно было?

Полное перекредитование, под гарантии Правительства, с сохранением минимальных ставок плюс страхование в аффилированных нам компаниях на аналогичных условиях. Это позволит сохранить экономическую модель авиакомпании и пережить острую фазу. Потом можно будет перегруппироваться. В мире достаточно крупных денег, ищущих возможностей преумножения.

Что в итоге? Его величество «капитал» теряет проверенных клиентов, а также ежегодные взносы. «Большие дяди», стоящие за ширмой, вряд ли обрадуются такому развитию событий и оперативным сотрудникам будут выданы ценные указания. Угроза хороша, когда она просто угроза. Пару кейсов с перекредитованием, в перспективе нескольких месяцев существенно охладят обывательские эмоции временно назначенных к исполнению политических обязанностей.

Европейские партнеры

За последние два дня я узнал о нескольких случаях дискриминации по национальному признаку по отношению к моим знакомым. Это просто мерзко. Партнеры, которые с ними работали, отдыхали, клялись в вечной дружбе, за одну ночь превратились…«в тыкву». В моменте это очень неприятно и грустно. Но сделаем логические выводы. Скорее всего они с вами не из-за любви и, скорее всего, «с такими друзьями враги не нужны». И тогда они переводятся в статус партнеров, с которыми на ВЫ. И когда его величество «капитал» в ближайшие месяцы огласит свое видение мировой ситуации, уверен, настроение западного обывателя изменится.

Участники европейской bizav-отрасли привыкли дистанционно присутствовать на нашем рынке. Вернуться к себе на родину и встроиться в систему они не смогут. Там своих «ртов» достаточно, место занято. Рыночные правила предполагают экспансию, а если ты не удержал захваченных позиций – ты проиграл, ты – неинтересен, ты – сбитый летчик. К тому же с эмоциональной точки зрения они уже точно не будут восприниматься как свои. Замазаны. Так что, придержим эмоции, сделаем выводы и подождем.

Американские партнеры

Мне посчастливилось, и я с 13 лет имею опыт мультикультурального общения. В нашей школе преподавали американцы и меня всегда удивляла их абсолютная «квадратная» рациональность и «компьютерная» логика. В нашу душевность они «проваливались» с головой и годами не могли понять мотивацию советских людей.

Так вот, с рациональной точки зрения для американских компаний это потрясающая возможность потеснить европейских конкурентов с нашего рынка. Пока европейцы смотрят «в небо на новостные воздушные шары» и варятся в собственных эмоциях, на площади орудуют карманники. Посмотрим, чем закончится эта схватка в западном лагере.

Российский рынок bizav

Здесь важно не путать инструмент, цель и ресурс.

Цель нашего клиента – обеспечить себе определенный уровень жизни. Для этого у него есть возможность получать ресурс на территории РФ и использовать его в своих целях.

Наш уровень ресурса намного выше, чем могут получить западные коллеги у себя на рынке, поэтому они всегда считали наш рынок приоритетным. Ведь на американский и китайский их особо не пускали.

Что остается. Красивый бизнес-джет, со всеми своими навороченными технологиями, красивыми картинками и обещаниями незабываемых эмоций – всего лишь простой инструмент для достижения нужного образа жизни, используя доступный ресурс.

Ну и что в этой логике является незыблемым, а что можно с легкостью менять?

Естественно инструмент, и сегодня у тебя игрушка от одного производителя джетов, ну от того, что полояльнее и поумнее. А завтра другая игрушка. Можно вообще брать аренду и скидывать все риски на коммерческую авиакомпанию. Главное, чтобы связь с источником ресурса сохранялась, остальное можно менять.

И вот картинка уже совсем по-другому выглядит, роли сменились, верно?

Когда смотришь на всю ситуацию с некоторого расстояния, эмоции более не захлестывают и становятся видны структуры, участники и связи, которые до этого были не столь очевидны. Становится понятно, что является несущей конструкцией, а что красивая бутафория. В итоге, конечно, изменения будут фундаментальными, и они будут стоить денег. Но как говорит старая еврейская поговорка: «Спасибо, господи, что взял деньгами». Хотя, памятуя то, что капитал хочет расти, нужно просто в новой системе дать ему новые возможности, с учетом наших интересов.