Ситуация сложная, но некритичная


Президент ГК «АВКОМ» Евгений Бахтин о Jet Travel Club и работе на рынке

Сегодня гость BizavNews – Президент ГК «АВКОМ» Евгений Бахтин, который расскажет нашим читателям о текущей работе программы Jet Travel Club и попробует спрогнозировать, как будет вести себя отечественный рынок деловой авиации в ближайшей перспективе

 

Евгений Юрьевич, каким образом отразилось замедление экономического роста в РФ на деятельности программы Jet Travel Club?

Конечно же, как и в других секторах авиатранспорта, наметившийся спад в экономике РФ и некоторые визовые ограничения, наложенные на руководителей крупного бизнеса, отрицательно сказываются на развитии трафика деловой авиации России и уже привели к 20%-му спаду в полетах бизнес-самолетов в РФ, отмеченному ключевыми аэропортами РФ. Эта ситуация усугубляется и резким ростом расходов на поставки запасных частей и поддержание летной годности импортных воздушных судов вследствие изменений валютного курса рубля. Это не позволяет маневром цен расширить ценовую доступность индивидуального воздушного транспорта.

Складывающаяся неблагоприятная рыночная конъюнктура не могла не задеть и деятельность Jet Travel Club (JTC) – первой клубной компании России, обеспечивающей частные деловые и развлекательные поездки членов Клуба на самолетах JTC. И хотя количество членов JTC осталось почти на том же уровне, в 2015 г. количество полетов снизилось на 25-30%, что, впрочем, соответствует ожидаемому понижению деловой активности в стране. Российские бизнесмены – члены Клуба – действительно пользуются самолетами JTC для выполнения своих частных деловых поездок, связанных с ведением регионального бизнеса, и любое снижение производственно-хозяйственной деятельности не может не сказываться на потребностях в выполнении деловых поездок.

Какие меры предпринимает JTC в условиях снижения спроса на полеты деловой авиации?

В условиях экономического спада JTC предпринимает ряд шагов для сохранения действующей структуры и повышения эффективности использования самолетов JTC для частных полетов членов Клуба. Прежде всего, перемещение основной эксплуатационной базы на подмосковный аэродром «Раменское», где размещен новый центр технического обслуживания и ремонта «АВКОМ-Техник», обеспечивающий поддержание летной годности воздушных судов JTC. В перспективе, развитие гражданского сектора этого аэродрома позволит перенести в «Раменское» и операционную базу JTC, что позволит существенно снизить эксплуатационные расходы с одновременным улучшением качества обслуживания и повышением уровня безопасности и конфиденциальности полетов наших клиентов.

Вполне обоснованно мы ожидаем возрождение российского внутреннего рынка деловых поездок, чему в немалой степени способствуют введенные внешние визовые и экономические ограничения, стимулирующие рост деловых и развлекательных поездок внутри страны.

Нами подготовлен ряд новых продуктов для членов JTC, включающий предложения по использованию комфортабельного автомобильного офиса JTC для наземной доставки от или к офису компании, к трапу самолета или вертолетной доставки до места жительства. Мобильный офис оснащен всеми видами связи, Интернетом, небольшим баром с кофеваркой, что позволяет продолжать офисную работу на пути в/из аэропорта, не теряя ни минуты ценного рабочего времени. Мы работаем также над предоставлением членам JTC получения через сайт on-line доступа к услугам Клуба.  Более подробную информацию о новых продуктах и развитии JTC мы представим на презентации в апреле 2015 г.              

 

Как на деятельности JTC могут сказаться изменения отраслевого регулирования и призывы запретить иностранную регистрацию ВС отечественным операторам?

ГК «АВКОМ» всегда придерживалась принципиальной позиции регистрации своих воздушных судов в российском регистре, поэтому все частные самолеты JTC, а также самолеты других компаний ГК «АВКОМ»  оформлены в российской регистрации, что снимает ограничения на выполнение полетов внутри России. Хотя надо признать, что российская авиационная бюрократия иногда доставляет немало хлопот, зачастую создавая искусственные бюрократические барьеры или предъявляя необоснованные, часто просто бессмысленные требования.

Россия всегда признавалась ведущей мировой авиационной державой, и порой становится просто стыдно за российские авиационные власти, стремящиеся сложить с себя ответственность за эксплуатацию импортных воздушных судов заключением соглашений под рекомендациями 83-бис ИКАО – рекомендациями, специально разработанными ИКАО для развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Иногда напрашивается и крамольный вопрос, чем же занят многотысячный коллектив авиачиновников, если воздушные суда советского производства выведены из эксплуатации, а контроль эксплуатации воздушного судна иностранного производства в российских авиакомпаниях остается за иностранными регистрами?

Происходят ли изменения в инфраструктуре наземного обслуживания деловой авиации в российских аэропортах?

Можно отметить некоторые положительные изменения в аэропортовой инфраструктуре деловой авиации, происходящие вследствие нормального развития конкуренции в предоставлении обслуживания. Так, появление в санкт-петербургском Пулково двух альтернативных центров обслуживания, развитие аэропорта Остафьево и перспективного проекта АОН на аэродроме Раменское в московском аэроузле заметно повлияли на уровень цен обслуживания деловой авиации в аэропортах Москвы и Северо-Западного региона.

К сожалению, по-прежнему остается острой проблема отсутствия надлежащей инфраструктуры деловой авиации и АОН в российских региональных аэропортах на фоне непомерно высоких монополизированных цен на аэропортовое обслуживание пассажиров и воздушных судов бизнес-авиации. И, если в московских аэропортах относительно высокие цены на аэропортовое обслуживание соответствуют качеству и стандартам обслуживания бизнес-авиации, то цены в аэропортах южных регионов России превышают среднеевропейские в несколько раз при полном отсутствии в этих аэропортах инфраструктуры обслуживания. Причем обслуживание предоставляется от лица аэропорта несертифицированными фирмами, не имеющими ни оборудования, ни квалифицированного персонала и, зачастую, просто переписывающих счета аэропорта за обслуживание с пяти- или десятикратным увеличением. Видимо, Минтрансу и Росавиации следует обратить внимание на деятельность таких организаций в российских аэропортах.