Аудитор не приходит сам


Комментарии вице-президента ОНАДА Евгения Юрьевича Бахтина относительно деятельности компаний, осуществляющих проверку или аудит деятельности операторов деловой авиации

В последнее время Объединенная Национальная Ассоциация Деловой Авиации получила множественные обращения как от членов ОНАДА, так и других организаций деловой авиации РФ относительно деятельности компаний, осуществляющих проверку или аудит деятельности операторов деловой авиации.

Комментарии по этому вопросу предоставил вице-президент ОНАДА Евгений Юрьевич Бахтин.

Рынок деловой авиации – это не только операторы, брокеры, сервисные компании. Это еще и организации, которые оценивают эффективность и качество работы операторов и управляющих компаний деловой авиации по различным показателям. Такая деятельность может называться аудитом, технологической проверкой или иначе. Важно не название, а то что и как проверяется и в чьих интересах это делается.

Особую важность представляют собой такие качества проверяющего, как профессионализм, компетентность, опыт, понимание процессов, а также независимость и отсутствие аффилированности с какой-либо структурой, заинтересованной в том или ином результате проверки.

Важным критерием оценки эффективности проверки является четкая и прозрачная система и понимание принципов организации аудита, а также четкое определение целей аудита.

К сожалению, вынужден отметить, что в настоящий момент на рынке работает ряд лиц и компаний, которые позиционируют себя как аудиторы. На самом деле, большинство таких «специалистов» вышли из около-коммерческих структур, работающих в сфере деловой авиации, где, нахватавшись несистемных знаний и получив доступ к базам клиентов проводят агрессивный маркетинг своих услуг, предлагая себя владельцам воздушных судов в качестве «опытных экспертов», способных повысить эксплуатационную эффективность бизнес-самолета владельца. ОНАДА рекомендует тщательно проверять репутацию и опыт лица, заявляющего себя в качестве аудитора и компании, которую он представляет, заранее ознакомиться с методикой проверки и оценок, которую проверяющий обязан предоставить, получить рекомендации коллег по отрасли, которые имеют опыт работы с этой компанией. Следует также внимательно проверить достоверность писем и рекомендаций, представленных аудитором, включая устный или письменный контакт с лицами, подписавшими такие письма или рекомендации.

И безусловно, в таком тонком деле как управление воздушным судном, нам представляется невозможным применять универсальную автоматизированную систему анализа данных, какой бы насыщенной она не была. Да и разработчики таких систем чаще всего предлагают клиентам программное обеспечение, адаптируемое к индивидуальному клиенту, который использует приобретенный софт для проведения собственного анализа/мониторинга эксплуатации воздушного судна, не передавая результаты анализа третьим лицам.   Существует множество нюансов, связанных с индивидуальными особенностями и предпочтениями владельца воздушного судна, а принятие управленческих решений и выбор сервисных компаний по формальному критерию  «дешевле» не всегда значит «лучше», а тем более безопасней. Интернет заполнен самыми заманчивыми предложениями по поставкам авиатоплива, услугам в аэропортах и другими сервисами, которые не существуют в реальной действительности, а анализ эффективности эксплуатации воздушного судна, сделанный по таким данным просто вводит владельца воздушного судна в заблуждение.   

Важно помнить об этом, особенно когда аудит проводится в интересах владельца воздушного судна, одна из задач оператора четко доносить информацию о том, что безопасность полетов является приоритетом, и финансовая экономия в этом вопросе может привести не только к потере имущества, но и к более тяжелым последствиям. Немаловажно также сохранение конфиденциальности сведений о деятельности владельца воздушного судна, которые аудитор получает в процессе проверки эффективности деятельности оператора или управляющей компании, занимающейся эксплуатацией воздушного судна владельца. Сохранение конфиденциальности таких сведений обычно обеспечивается специальным соглашением оператора (владельца) воздушного судна и лица, проводящего аудит. Отказ аудитора от такого соглашения или хранение таких данных на серверах или в базах данных вне контроля оператора (владельца) воздушного судна может привести к весьма неприятным деловым, репутационным и иным потерям, включая снижение уровня обеспечения безопасности деятельности.

Рассматривая эту тему, ОНАДА ставит перед собой сразу две задачи: в очередной раз привлечь внимание к тому, что безопасность должна быть во главе угла деятельности авиакомпании-оператора воздушного судна деловой авиации, а также предостеречь компании и владельцев ВС от работы с недобросовестными партнерами, предлагающими сомнительные и непрофессиональные услуги под видом «инновационного» продукта.

Еще в 2011 году ОНАДА приняла положение о порядке аккредитации физических лиц и организаций, проводящих аудит производственно-финансовой деятельности операторов (эксплуатантов), осуществляющих летно-техническую и коммерческую эксплуатацию воздушных судов.

Аккредитация проводится в целях подтверждения квалификации аудиторов, проводящих аудит производственно-финансовой деятельности операторов, осуществляющих летно-техническую и коммерческую эксплуатацию ВС в интересах собственников (владельцев) ВС, а также для повышения качества и достоверности оказываемых аудиторских услуг, информационного обеспечения субъектов деятельности деловой авиации о возможностях квалифицированного аудита деятельности операторов.

При прохождении аккредитации заявитель обязан предоставить главный документ – методику и критерии, в соответствии с которыми он осуществляет свою деятельность, а также заключение независимого эксперта по данной методике.

Аккредитация является добровольной, но наличие соответствующего сертификата, выданного ОНАДА, может помочь заказчику аудита в выборе поставщика такой услуги.

И, конечно, «аудитор не приходит сам». Если это произошло, значит есть скрытый интерес, возможно у конкурирующей структуры.

От лица ОНАДА еще раз призываю всех быть внимательными, при выборе проверяющей организации опираться на факты, документы и репутацию аудитора. Увы, ошибки в этой работе могут иметь самые печальные последствия.