Практические аспекты

4 июня в пятый раз проводился Форум деловой авиации. Традиционное летнее мероприятие проводится после «высокого» майского периода и перед сезоном отпусков.

Вчера в пятый раз проводился Форум деловой авиации. Традиционное летнее мероприятие проводится после «высокого» майского периода и перед сезоном отпусков. В этом году большой зал отеля InterContinental был практически полон. Справедливости ради надо сказать, что постепенно ряды участников редели и под конец остались самые стойкие, которых набралось от силы половина зала.

Интересно отметить настроение участников и выступающих этого мероприятия, особенно в кризисные и посткризисные годы. Понятно, что в 2009 году у всех было унылое настроение: после безудержного роста рынка в 2007-08 годах, 2009 год остудил оптимизм, и многие чувствовали себя неуверенно. В следующем 2010 году участники были намного веселее - предварительные итоги начала 2010 года вселяли уверенность в скором конце кризиса. Однако конец того года оказался хуже ожиданий, и на следующем Форуме летом 2011 года докладчики и участники были намного осторожнее в прогнозах и оценках перспектив рынка бизнес-авиации.

Движение, которое принял Форум Деловой Авиации в прошлом году, продолжалось. В 2011 году участники, озабоченные неопределенной ситуацией в перспективах развития российской бизнес-авиации рассуждали на тему «бизнес в посткризисные времена будет борьбой или всё продолжится в обычном режиме». И тогда участники пришли к выводу, что в будущем всех ждут непростые времена и придется работать много и тяжело для сохранения темпов роста бизнеса.

Форум нынешнего года перешел от вопроса «как быть?» к более практичным аспектам работы в современных условиях. Девиза, так такового, у мероприятия не было - и это показательно. Прошлогодний опыт с неким призывом к отрасли, уже не нужен.

Предварительный обзор российского рынка с начала этого года показал тенденцию роста доли иностранных операторов на российском рынке. В 2012 году доля иностранных перевозчиков перевалила за 60%, хотя в 2011 году российские перевозчики занимали чуть более половины доли российского рынка.

Круглый стол «Опыт приобретения и эксплуатации бизнес-джетов иностранного производства» стал визитной карточкой нынешнего форума. На нем участники, кроме заявленной темы, затронули еще некоторые актуальные проблемы. Это и проблемы стоимости содержания российских пилотов по сравнению с иностранными, мотивы клиентов при выборе места регистрации самолетов, успешность коммерческих деловых перевозок в России. При общем согласованном мнении о  постепенном изменении законодательство в лучшую сторону, из обсуждения стало понятно, что воспользоваться им в полной мере удалось не всем.

Особенности российского рынка по-разному влияют на успех той или иной компании. А на это еще накладываются еще и российский менталитет, который не позволяет клиентам летать на небольших самолетах, без «ущемления чувства собственного достоинства».

Это в полной мере проявятся и на предстоящих массовых мероприятиях, на которых в полной мере используется деловая авиация. Имеются ввиду предстоящие Олимпийские Игры в Сочи, а также политические и экономические форумы, проводящиеся в России. По опыту проведения экономического форума в Санкт Петербурге понятно, что на подобного рода мероприятиях наземным аэропортовым службам приходится учитывать фактор «крутизны» того или иного пассажира. Как правило, все хотят прилететь или улететь в наиболее удобное и престижное время – это часть имиджа.

Тема государственного регулирования отрасли стала уже традиционной на этом Форуме, однако она не теряет актуальности. Происходит постепенное улучшение авиационного законодательства и это на руку всем участникам рынка.

К сожалению, одну из самых интересных тем – взгляд операторов на перспективы российского рынка – организаторы поставили в конец мероприятия. И это можно считать промахом. Ведь от оценки перспектив зависят программы развития операторов и их потенциальные доходы. Только эти факторы могут двигать российский рынок бизнес-авиации. И от этого зависит скорость гармонизации законодательства и, соответственно, упрощение ведения этого бизнеса в России. Будет спрос – будут покупаться бизнес-джетты, будут ставиться они в российский реестр, будет развиваться сфера технического обслуживания.

За иностранных операторов «отдувался» один NetJets, хотя интересно было бы послушать и других почти «российских» операторов – Ocean Sky, VistaJet, Global Jet, Comlux и других. Ведь все они считают российский рынок одним из приоритетных и быстрорастущих, однако интересны конкретные оценки.

Тем не менее, предкризисные дифирамбы росту, кризисные "ахи" и посткризисная неуверенность отходит в прошлое. Нынешние настроение отрасли деловой авиации становится более прагматичным и деловым. Постепенное изменение законодательства и оглядка на Запад делают российский сегмент бизнес-авиации повзрослевшим, что отчасти произошло из-за активной работы в России зарубежных компаний и более «зрелыми» клиентами, которые точно знают, что им надо от бизнес-джета. Ведь клиент всегда прав!