На недавней конференции DEF CON 33 звукорежиссер Эндрю Логан выразил обеспокоенность по поводу голосовой связи диспетчеров. «Мой кошмар — это то, что какой-нибудь изощрённый злоумышленник может использовать технологию клонирования голоса ИИ, чтобы выдать себя за авиадиспетчеров и периодически давать ложные разрешения на пересечение взлётно-посадочных полос, особенно в сложных погодных условиях», — сказал Логан в своей презентации.
Логан объяснил, что авиационная радиосвязь особенно уязвима для клонирования, поскольку использует амплитудную модуляцию (АМ), не шифруется и может быть принята любым человеком с простым приёмником. Портативные авиационные приёмопередатчики стоят недорого, и были случаи, когда злоумышленники передавали ложные инструкции вблизи аэропортов, но Логан фокусируется не на этой уязвимости. «Для этого нужна прямая видимость», — пояснил он.
Проблема в том, что мощные передатчики авиационного диапазона, такие как Motorola CM-400 VT VHF, легко найти, например, на eBay за $200. «Пугает, насколько дёшевы эти штуки», — сказал он. «В сочетании с подходящей антенной они обеспечивают на порядок большую мощность — от 25 до 45 ватт. Я опасаюсь, что злоумышленник с такой мощностью сможет передавать сигнал гораздо дальше от аэродрома».
Логан предположил, что преступник мог использовать гостиничный номер или арендованную недвижимость недалеко от аэропорта, чтобы установить передатчик и управлять оборудованием удаленно из другого места или страны.
По его словам, процесс клонирования голоса состоит из трёх этапов. «Сначала кодер определяет уникальные характеристики голоса, который вы клонируете. Синтезатор принимает входной текст или подсказку и накладывает на него этот голос, а затем вокодер преобразует спектрограмму, сгенерированную на втором этапе, обратно в звуковой сигнал. Но я не верю, что злоумышленнику потребуется обладать таким уровнем технических знаний, использовать технологию с открытым исходным кодом или разрабатывать свою собственную, поскольку в настоящее время доступно множество бесплатных или недорогих технологий клонирования голоса, и [большинство] из них не имеют необходимых мер защиты», — сказал Логан.
Он поделился имитацией клонирования голоса, созданной им в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке. Самолёт British Airways (Speedbird 73A Heavy) находился в непосредственной близости от ВПП 22 и вёл переговоры на частоте наземного контроля — на частоте, отличной от частоты, используемой при посадке. Самолёт JetBlue приземлялся на ВПП 22 и должен был приземлиться в обычном режиме, в то время как Speedbird 73 задержался. Логан клонировал голос наземного диспетчера и воспроизвёл его на видео. Клонированный диспетчер сказал: «Speedbird 73 Alpha Heavy, пересеките ВПП 22 справа без задержки».
«Чем больше вы его подпитываете, тем лучше он становится», — сказал Логан. «И создать убедительный голосовой клон очень просто, особенно если вы собираетесь передавать его по радио, которое ещё больше его заглушит».
Логан обратился в соответствующие органы и организации, чтобы предупредить их о клонировании голоса, включая Федеральное авиационное управление США (FAA), Международную организацию гражданской авиации (ICAO), Федеральную комиссию по связи (FCC), Комитет Сената США по транспорту и Национальную ассоциацию авиадиспетчеров. По его словам, никто не отреагировал на его предупреждение. Однако совсем недавно презентация Логана была принята к рассмотрению на Техническом симпозиуме Ассоциации авиадиспетчеров в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, который состоится 4-6 ноября.
«Думаю, первое, что мы можем сделать, — это донести эту информацию до как можно большего числа пилотов и диспетчеров. В заключение, я очень надеюсь, что это привлечёт внимание пилотов, диспетчеров и регулирующих органов к этой проблеме».