Подведение итогов


Об итогах ЕВАСЕ-2013 рассказывает Президент ГК АВКОМ Евгений Бахтин: «Россия продолжает оставаться интересным и перспективным рынком деловой авиации»

23 мая в Женеве завершилась очередная, 13-я по счету, европейская выставка-конференция деловой авиации ЕВАСЕ-2013. Организаторы мероприятия подводят первые итоги. Публикуемые ими цифры не стали сенсационными, однако продемонстрировали стабильно высокий уровень интереса к мероприятию со стороны всех ключевых игроков рынка. Сегодня своими впечатлениями с читателями BizavNews о прошедшем мероприятии поделится Президент ГК АВКОМ Евгений Бахтин.

Евгений Юрьевич, Ваши впечатления о выставке в целом

В целом, выставка ЕВАСЕ-2013 прошла в традиционно теплой атмосфере встречи единомышленников от авиации, хотя и общий тонус мероприятия постепенно снижается. Это подтверждается и уменьшением числа посетителей ЕВАСЕ, снижением количества демонстрируемых самолетов, стагнацией объема совершенных на ЕВАСЕ сделок. С одной стороны все выражают осторожный оптимизм в перспективах развития бизнес-авиации, который, к сожалению, не подтверждается фактами и действительностью.

Все еще неплохо обстоят дела в области тяжелых бизнес-самолетов (Gulfstream, Bombardier) и коммерческих авиалайнеров (Boeing, Airbus) в салонном варианте, загруженных заказами на несколько лет вперед. Это и неудивительно, поскольку «сильные мира сего» не отказывают себе в удовольствиях приобрести новую машину, несмотря на любые кризисы. Однако объемы поставок тяжелой авиатехники также снижаются, по-видимому из-за насыщения рынка.  

Производители легких и средних бизнес-джетов сталкиваются с очевидными проблемами в реализации своей продукции, а банкротство классика деловых самолетов Hawker Beechcraft создает гнетущую атмосферу неуверенности в развитии рынка легких и средних джетов.

Производители наиболее широкого сектора бизнес-авиации – легких и средних воздушных судов, пошли по пути глубокой модернизацией своих базовых, хорошо проверенных моделей, выдавая их за новые разработки.

Сталкиваясь с экономическими трудностями и необходимостью пополнения государственных бюджетов, власти продолжают считать бизнес-авиацию предметом роскоши, подлежащему жесткому налогообложению, а все попытки NBAA и EBAA убедить, что бизнес-авиация является инструментом ведения бизнеса, не имеют видимого успеха. На повестке дня законодателей практически всех европейских стран и США стоит только вопрос, каким образом взыскать дополнительные средства с бизнес-авиации – с количества пассажиров или с каждого полета.  

Компания АВКОМ-Д традиционно была представлена на выставке собственным стендом. Много ли было посетителей, и какие основные вопросы обсуждались в процессе переговоров?

Стенд АВКОМ-Д традиционно пользовался заслуженным вниманием со стороны посетителей ЕВАСЕ, наших клиентов и деловых партнеров.

Особое внимание привлекают новые возможности АВКОМ-Д в части технического обслуживания авиатехники, связанные с европейской сертификацией АВКОМ-Д, получением дилерских прав на продукцию Collins, обслуживание турбовинтовых двигателей Пратт-энд-Уитни.

Большой интерес вызвала у посетителей нашего стенда успешно развивающаяся программа Jet Travel Club, позволяющая осуществлять частные полеты на самолетах Клуба в России и СНГ.

Евгений Юрьевич, насколько современный российский рынок, по Вашему мнению, интересен европейским «коллегам»?

В рамках ЕВАСЕ, при активном участии Российской ОНАДА проводилось дискуссионная панель «Может ли Россия стать двигателем развития европейской бизнес-авиации». В ходе дискуссии представители ОНАДА продемонстрировали все положительные сдвиги в законодательстве, налогообложении и организации выполнения полетов бизнес-авиации в России. Отмечено, что с вступлением РФ в Кейптаунское соглашение, введением законов по регистрации прав собственности на воздушные суда, отменой таможенных пошлин, в России практически созданы такие же условия для приобретения и частного владения ВС, как и в европейских странах. К сожалению, только инерционно негативное отношение инвесторов к вложениям в российскую бизнес-авиацию, слабо информированных о происходящих положительных изменениях, пока еще препятствует этому развитию. Немалого скепсиса в отношении российского рынка добавляют и отдельные западные предприниматели, проекты которых в бизнес-авиации в России провалились из-за плохого менеджмента и неспособности ведения бизнеса в российских условиях.   

Несмотря на кризисные явления и некоторую нестабильность политической обстановки, Россия продолжает оставаться весьма интересным и перспективным рынком деловой авиации как в части продажи авиатехники, так и выполнения чартеров, корпоративных и частных полетов и, безусловно, служит одним из постоянно развивающихся базовых элементов европейской бизнес-авиации.