Казанское авиапредприятие борется за VIP-клиентов

ОАО 'Казанское авиапредприятие' обеспокоилось безопасностью членов правительства Татарстана. Компания оспорила в арбитраже результаты конкурса на эксплуатацию принадлежащих хозуправлению при Кабмине вертолетов Robinson. По мнению ОАО, победитель тендера - 'Бугульминское авиационное предприятие' - выиграло конкурс незаконно и, не имея опыта работы и подготовленных пилотов, подвергает членов Кабмина опасности. Однако правительство, наряду с Бугульминским авиапредприятием, иск не признает.

ОАО 'Казанское авиапредприятие' (КАП) подало иск в Арбитражный суд Татарстана к хозяйственному управлению при Кабинете министров республики, требуя признать недействительными итоги конкурса на эксплуатацию и техническое обслуживание в 2008 году находящихся на балансе управления вертолетов Robinson. На них летают все члены правительства, начиная с премьер-министра Рустама Минниханова. КАП обслуживало вертолеты последние три года - контракты с компанией заключались без конкурса. По мнению истца, победитель конкурса - ОАО 'Бугульминское авиационное предприятие' (БАП) - выиграл его незаконно.

ОАО 'Казанское авиапредприятие' образовано в 1998 году. Уставный капитал составляет 19,488 млн руб., сформирован за счет внесения авиатехники. До 2001 года 95% акций находилось в госсобственности, после этого бумаги компании были выкуплены частными лицами. По неофициальным данным, контрольным пакетом акций владеет генеральный директор ОАО 'Авиакомпания 'Татарстан'' Магомед Закаржаев. По состоянию на конец 2006 года основные средства компании оценивались в 47,8 млн руб. Чистая прибыль компании в 2006 году составила 5,293 млн руб.

ОАО 'Бугульминское авиационное предприятие' создано в 1953 году. Уставный капитал - 25,39 млн руб., доля ОАО 'Холдинговая компания 'Ак Барс'' составляет 97,16%. Чистая прибыль за 2006 год - 1,571 млн руб.

Как заявил в суде юрист КАП Сергей Селезнев, в свидетельстве эксплуатанта, представленном БАП на конкурс, не было указано такого типа судна, как вертолет Robinson, в нем значился только самолет Як-40, а также не было 'списка пилотов, способных выполнять такие полеты'. По словам юриста, это говорит о том, что заявка участника не соответствовала требованиям конкурсной документации. Он отметил, что 'еще одно подтверждение, что БАП не имел права участвовать в конкурсе, - это отсутствие у него сертификации, которая является в соответствии с Воздушным кодексом обязательной'. В КАП считают, что в ходе конкурса 'не было никакой оценки по качеству'. 'У нас пилоты налетали намного больше - КАП эксплуатирует вертолеты Robinson уже три года, а пилоты БАП были допущены к полетам на них только в октябре-декабре 2007 года',- сказал в суде Сергей Селезнев. А заместитель генерального директора по обеспечению безопасности полетов КАП Батыр Шаханов выразил беспокойство по поводу безопасности членов Кабмина. Господин Селезнев заявил, что БАП был выбран на основании одного критерия - цены (при начальной цене контракта в 6 млн руб. предприятие предложило на 200 тыс. руб. меньше).

Правительство иск не признает. Как заявила в суде представитель Кабмина Лилия Багавиева, конкурс был проведен в соответствии с законом, так как решение о его результатах принимали 'четверо членов единой комиссии хозяйственного управления, что составляет 66% (состава комиссии. - 'Ъ')'. 'Комиссия правомочна, если присутствует не менее 50% от числа ее членов, поэтому БАП должен дальше продолжать с нами работать',- сказала она. Госпожа Багавиева утверждает, что при определении результатов конкурса 'не цена стала решающим фактором', а учитывались сроки выполнения работ и гарантии их качества.

'Может быть, у нас и нет качества, но если бы мы не выиграли тендер, не смогли бы продвинуться вперед,- заявила в суде представитель БАП Эльвира Абузарова (предприятие привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. - 'Ъ').- Эксплуатировать только Як-40 мы не можем. Хотим летать и на Robinson, наш технический состав переучивался, и, так же, как и казанцы, нарабатывать опыт'. Победу ее предприятия в конкурсе госпожа Абузарова считает 'обоснованной'. 'Наше предприятие априори не могло иметь приложения к сертификату эксплуатанта, так как в отличие от КАП не имеет собственных вертолетов Robinson, - машины, которые оно намеревалось эксплуатировать, являются собственностью хозуправления',- пояснила она. Кроме того, по словам юриста, к конкурсной документации все же были приложены копии удостоверений пилотов, имеющих право летать на вертолетах.

Вчера источник 'Ъ' в Казанском авиапредприятии сообщил, что для компании 'не настолько важен этот контракт'. 'Это, скорее, дело принципа, так как задет престиж КАП, которое в прошлом году получило национальную премию 'Крылья России' как лучшее авиапредприятие', - сказал собеседник. Впрочем, руководитель КАП Гали Насыров вчера в беседе с 'Ъ' это заявление опроверг: 'Для нас это важно - это же наш объем работ'.

Арбитражный суд Татарстана вернется к рассмотрению дела в конце апреля.

Источник: Коммерсант-Казань  автор Л. Шебалова