Спрос снижается, но всё ещё есть некоторые точки роста

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, в течение последней, 19-й недели (5-11 мая) спрос на бизнес-джеты вырос, по сравнению с той же неделей прошлого года. Тенденция активности за последние 4 недели составляет +2%, а с начала года – +3%. В целом, всплеск активности бизнес-джетов с ноября 2024 года в последние недели явно идет на спад.

Глобальный трафик бизнес-джетов по неделям

Северная Америка

Трафик бизнес-джетов в Северной Америке увеличился на 2% по сравнению с 19-й неделей прошлого года, фактически добавив 994 рейса. За май (по 12-е число) активность в регионе выросла на 0,5%, а доминирующий рынок США увеличился на 0,4%, что является гораздо более слабой тенденцией по сравнению с ростом в США за последние 4 недели на 2,5%. В мае наблюдается значительное падение на Каймановых и Бермудских островах, а также в Доминиканской Республике.

Трафик бизнес-джетов по странам, Северная Америка, 1-12 мая 2025 г.

На 19-й неделе наблюдалось снижение активности во Флориде, исходящие рейсы сократились на 1%, что значительно ниже, чем рост на 6% за последние 4 недели. В то же время другие основные центры активности, Калифорния и Техас, на 19-й неделе показали рост.

Что касается активности флотов по производителям, то здесь наблюдается ощутимое различие в тенденциях: самолеты Embraer летали на 15% больше, чем в мае 2024 года. Трафик Gulfstream вырос на 7% в годовом исчислении. Но более легкие бизнес-джеты – Hawker, Learjet и Cessna – отмечают значительное падение спроса.

Трафик в США по производителями, 1-12 мая 2025 г.

Выделяя некоторые конкретные точки роста, отмечается, что самой загруженной парой аэропортов для деловых перевозок в США в этом месяце является KLAS-KBUR (Лас-Вегас – Голливуд-Бербанк), где число рейсов бизнес-джетов выросло на 74% по сравнению с маем прошлого года, а с января рост составил 39% в годовом исчислении. Драйвером роста на этом маршруте в этом году стала Jet Suite X, ее сервис VIP-шаттла выполнил на 61% больше рейсов, чем в аналогичном периоде прошлого года. В этом году JSX является вторым по загруженности оператором из аэропорта KLAS, лидер – NetJets. По всей территории США операторы шаттлов, такие как JSX, выполняют всего 2% рейсов бизнес-джетов в этом году, хотя их активность выросла на 14% в годовом исчислении. Трафик NetJets в этом году вырос на 11% по всей территории США, количество рейсов из Флориды увеличилось на 11% по сравнению с прошлым годом.

Европа

Активность европейских бизнес-джетов упала на 2% по сравнению с 19-й неделей прошлого года, а тенденция последних четырех недель сейчас составляет -5%. Большинство основных рынков на 19-й неделе снизились, а Франция и Швейцария были особенно слабы, где трафик упал на 8% по сравнению с той же неделей прошлого года.

В Германии полеты бизнес-джетов на прошлой неделе сократились на 6%, по крайней мере, это улучшение по сравнению с последней четырехнедельной тенденцией, которая составляет -19%. Месяц май пока относительно сильный, активность выросла на 2%, а в Турции и Швеции наблюдался двузначный рост, в основном на внутренних перевозках.

С начала года количество рейсов бизнес-джетов в Европе сократилось на 1% по сравнению с прошлым годом, и всего на 2% больше по сравнению с допандемийным периодом января-мая 2019 года. За этот период на двух из трех основных рынков, в Великобритании и Франции, наблюдался скромный рост около 5%. На третьем основном рынке, в Германии, зафиксировано снижение активности на 15%. По сравнению с прошлым годом количество рейсов бизнес-джетов в Германии сократилось на 7%. Наибольшее снижение наблюдалось в аэропортах Берлина и Штутгарта.

Трафик бизнес-джетов в городах Германии, январь – май 2025 г.

Остальной мир

За пределами Северной Америки и Европы активность на 19-й неделе выросла всего на 1% по сравнению с той же неделей прошлого года. Сильный рост в Африке и на Ближнем Востоке, на 27% и 7% соответственно, в значительной степени нивелирован 8%-ным падением в Азии и 3%-ным – в Южной Америке. С начала месяца активность снизилась на 0,3% с различными тенденциями, в частности, трафик в Индии снизился на 22%.

Активность бизнес-джетов по странам остального мира, май 2025 г.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Активность в мае ясно показывает, что ноябрьский «пинок Трампа», сошел на нет, хотя на рынке США нет никаких признаков серьезного снижения спроса, который отражал бы ухудшение экономических перспектив после введения Трампом пошлин. Единственная страна, где есть явные признаки влияния тарифов, — это Германия, где за последние несколько недель спрос значительно снизился».