JetNet iQ: объем поставок бизнес-джетов остаются значительным, но неопределенность преобладает

По словам Роллана Винсента, президента Rolland Vincent Associates и основателя/директора JetNet iQ, объем продаж бизнес-джетов на конец первого квартала стабилизировался на уровне $53 млрд, а в 2025 году ожидается увеличение поставок до 820 самолетов, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако в то же время исследование JetNet iQ, проведенное во втором квартале, выявило растущий пессимизм среди операторов, а также рост вероятности отмены или отсрочки заказов.

Портфель заказов производителей на конец первого квартала в совокупности снизился на 1% по сравнению с концом 2024 года, но все еще почти на 60% превышает совокупный объем на конец 2019 года, который до пандемии составлял $33,3 млрд. Нынешний показатель также резко вырос по сравнению с минимумом в $27,3 млрд, достигнутым в разгар пандемии в 2020 году.

Во время роста, начавшегося вскоре после падения в 2020 году, соотношение заказов к поставкам у всех основных производителей бизнес-джетов значительно превысило сбалансированное соотношение 1:1, а у Embraer – значительно превысило отметку 2:1. Однако сейчас этот показатель вернулся к соотношению 1:1 для большинства производителей, за исключением Embraer. Показатели Gulfstream, которая наращивает производство своего флагманского самолета G700, и Bombardier, которая столкнулась с неопределенностью в отношении тарифов во втором квартале и наращивает поставки самых современных самолетов по всему миру, немного не дотягивают до 1:1.

Что касается оценок поставок, Винсент сказал, что по сравнению с началом текущего года это число увеличилось на пару процентных пунктов, поскольку производители получили больше информации о возможностях своих производственных линиях.  «Однако, возможно, все зависит от того, смогут ли производители получить двигатели, учитывая ограничения в цепочке поставок.  Многие из них по-прежнему заявляют, что строят планеры и не получают двигатели вовремя», - сказал Винсент.

Также в основе устойчивости рынка лежит значительный рост на вторичном рынке. В то время как в 2024 году количество сделок сократилось на 4%, а запасы выросли на 10% в годовом исчислении, в 2025 году, по словам Винсента, эти цифры, по его оценкам, увеличились на 35% и более.

Однако последний опрос JetNet iQ во втором квартале также показал заметный рост оптимизма в отрасли. Согласно показателям JetNet iQ, исторически оптимизм в отрасли оставался положительным и, как правило, выражался двузначными процентами, но за последние 11 кварталов он снизился почти до нуля и, что особенно заметно, стал отрицательным во втором квартале.

Винсент предположил, что экономическая неопределенность, связанная с тарифами, вероятно, является драйвером этой тенденции, и добавил, что финансовые лидеры недавно отметили, что они наблюдают сокращение инвестиций в исследования и разработки в промышленности в целом. Кроме того, по его словам, исследование iQ отслеживает планы по отмене и отсрочке платежей.

Несмотря на то, что это все еще очень небольшое число, эти планы удвоились, и Винсент сказал, что он пока не обеспокоен, но продолжает следить за этой ситуацией. «Нас беспокоит экономический спад», - сказал он и отметил, что в последние месяцы количество заказов на новые бизнес-самолеты сократилось.

Но ключевым моментом для Винсента является глобальная реакция на действия США и международные меры реагирования на тарифы. В целом, более половины респондентов заявили, что неопределенность в отношении тарифов приведет к пересмотру их планов покупок.

В Северной Америке этот показатель составляет менее 44%, но в других регионах мира он намного выше. В Европе этот показатель достигает 64,5%. Это примечательно, учитывая, что европейские респонденты в целом были настроены более оптимистично, чем респонденты в США.