Согласно недавно опубликованному исследованию Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT), в 2023 году выбросы частных самолетов составили, по оценкам, 19,5 млн тонн парниковых газов. Отчет представляет собой первую всеобъемлющую глобальную инвентаризацию выбросов частной авиации, на долю которой приходится почти 4% от общего объема выбросов парниковых газов (ПГ) гражданской авиацией.
Исследователи использовали комбинацию глобального отслеживания рейсов ADS-B, геолокации аэропортов и баз данных о выбросах двигателей, чтобы оценить активность воздушных судов и распределить выбросы по аэропортам и странам. Исследование «Загрязнение воздуха и парниковых газов от частных самолетов, 2023 год» показало, что за последнее десятилетие выбросы частных самолетов увеличились на 25%. Оно также сравнило выбросы частных джетов со всеми рейсами, вылетающими из лондонского аэропорта Хитроу, и обнаружил, что глобальные выбросы бизнес-джетов за год превысили выбросы в международном аэропорту Хитроу.
«Частные самолеты являются на удивление крупным источником загрязнения воздуха и климата», - сказал Дэниел Ситомпул, научный сотрудник ICCT по авиации. «Обычный частный самолет выбрасывает в атмосферу столько же парниковых газов в год, сколько 177 легковых автомобилей или девять большегрузных грузовых автомобилей. Для сравнения, в мире эксплуатируется около 1,64 млрд частных легковых автомобилей, из которых около 17% приходится на США».
Деятельность частной авиации в значительной степени сосредоточена в США. В 2023 году 65% всех рейсов частных джетов выполнялись из аэропортов США, что привело к 55% мировых выбросов парниковых газов частными самолетами. На Флориду и Техас приходилось больше рейсов частных самолетов, чем на весь ЕС. На долю Европы приходится 12% выбросов, а на Францию – четверть европейского объема.
В отчете отмечается, что в секторе частной авиации преобладают полеты на короткие расстояния. Средний полет на частном джете продолжался менее двух часов и покрывал расстояние менее 700 км. Авторы предполагают, что эти маршруты хорошо подходят для более эффективных турбовинтовых самолетов или возможного перехода на железнодорожный транспорт в определенных регионах.
В исследовании также был проведен рейтинг аэропортов на основе их выбросов и использования топлива. Восемнадцать из 20 частных аэропортов с самым высоким уровнем выбросов парниковых газов расположены в США, включая аэропорт Ван-Найс в Лос-Анджелесе, который занимает третье место в мире по выбросам парниковых газов частными самолетами.
«По мере того, как во всем мире растет имущественное неравенство, политики начали задаваться вопросом, почему налоги на частные самолеты такие низкие», - сказал старший директор по исследованиям ICCT Дэн Резерфорд. «Учитывая медленные темпы технического прогресса, разумно взимать со сверхбогатых путешественников больше за загрязнение окружающей среды».
Чтобы поддержать сокращение выбросов, в докладе рекомендуется обложить налогом частные самолеты, использующие топливо Jet-A. Глобальный налог в размере $1,59 за галлон может ежегодно привлекать до $3 млрд для финансирования мероприятий по декарбонизации авиации.