2008 год. Начали за здравие, кончили за упокой. Часть 2

Bizavnews продолжает подводить итоги на рынке бизнес перевозок в  2008 году. Сейчас мы рассмотрим, что происходит на  отечественном рынке авиатакси.

Bizavnews продолжает подводить итоги на рынке бизнес перевозок в  2008 году. Сейчас мы рассмотрим, что происходит на  отечественном рынке авиатакси.

Как ни странно многие из операторов авиатакси утверждают, что на кризисе они только выиграли. По мнению руководителя одного из операторов, концепция low cost в бизнес-авиации как раз и предполагает, что во время возникновения таких проблем на финансовых рынках, ранее летавшие на дорогих самолетах люди понимают: решить вопрос можно гораздо экономичней. При этом, не снижая уровень комфорта, на коротких расстояниях разницы не видно. Авиатакси - продукт уникальный. Но если в экономике все хорошо, то им пользуется не слишком много людей. Но год назад произошел достаточно серьезный скачок в спросе. Оператор начинал летать на одном самолете с 25-30 часов в месяц, а теперь дошло до 60 часов. Ну, это все благодаря самолетам западного производства. Одним из главных параметров самолетов, которые искал оператор  для проекта, как раз является экономичность.

Если сравнивать, например с рынком США, где сосредоточено 85% мировой бизнес-авиации, разница минимум в 100 лет развития: там 9 тыс. аэропортов (в России 351), разные суда, платежеспособный спрос, наличие игроков, нормативно-правовая база. Но, как ни парадоксально звучит, дискаунтер в бизнес-авиации может быть успешен только там, где инфраструктура и транспорт вообще слабо развиты. Тогда и появляется потребность в «доступном» авиатакси, как альтернативе для эффективного перемещения людей. В США, напротив, перспективы формата «дискаунтер» в национальном масштабе сомнительны. Зато там процветает «классическая» бизнес-авиация.

Кстати для справки, в России  всего 4% населения пользуется авиасообщением. Поэтому,  несмотря на сложную ситуацию на фондовом рынке, объемы будут если не расти, то, как минимум не падать просто некуда. Проблемы есть, в США уже 11 компаний разорилось. Но это значит, что у них была плохо проработанная модель бизнеса, неверно одобренный парк самолетов, не просчитаны услуги. Операторы авиатакси все же работают в сегменте, который меньше остальных зависит от внешних факторов. Проблема воздушных «шашечек» в другом: сознанию людей требуется «разгон» пока они (клиенты) не поймут, что авиатакси - неотъемлемая часть транспортной системы, как например троллейбус или метро.

В регионах ситуация зеркальная. Практически все проекты авиатакси «вне» Москвы на данный момент либо заморожены или их реализация оставлена до лучших времен. «Если кризис хотя бы остановится, то возможно будет говорить о продолжении работ в этом направлении», - рассказал один из региональных операторов. Однако многие операторы убеждены, что «дна» кризис  достигнет в марте – апреле 2009 года.

Источник: BizavNews