Расправить малые крылья

Эксперты опасаются за будущее малой авиации в России, тем временим сибирские авиаперевозчики начали активно восстанавливать утрачены ранее позиции.

Эксперты опасаются за будущее малой авиации в России, тем временим сибирские авиаперевозчики начали активно восстанавливать утрачены ранее позиции.

Сейчас эксперты в один голос говорят, что малая авиация в России находится в кризисе. Только в Сибири за последние десятилетия было закрыто около 100 местных маршрутов, а число сохранившихся региональных рейсов резко сократилось.

Некоторые регионы СФО оказались практически отрезаны друг от друга, так как авиационный транспорт не всегда можно полноценно заменить водным или наземным. Особенно зимой. В результате из-за разобщенности субъектов федерации отдельные регионы не могут полноценно экономически развиться, нарушаются культурные связи и не растет турпоток.

Эксперты утверждают, что региональная и малая авиации потеряли свои позиции потому, что государство в годы реформ не обращало на них должного внимания, не приняло федеральную программу развития региональной авиации, оправив ее в "свободное плавание", а также то, что в России не выпускают столь необходимые для малой авиации самолеты. К этому также можно добавить, что существующий парк региональной и малой авиации стремительно стареет, компаниям остро не хватает профессионалов, а наземные перевозчики бьются до последнего в конкурентной борьбе за пассажира.

В 2008 году впервые о будущем региональной и малой авиации заговорили в рамках площадки "Сибирского соглашения" – добровольного экономического объединения 19 республик, автономных округов, краев и областей Сибири.

"В России сейчас 168 авиаперевозчиков и 329 аэродромов, из них на территории Сибири насчитывается 84 аэропорта и 26 авиакомпаний. Коэффициент авиационной подвижности (т.е. отношение количества полетов к количеству населения) на территории Сибири сегодня составляет 0,12, в целом по России - 0,35, в Европе - 1, в США - 2", - сообщила Interfax-Russia.ru директор департамента по транспорту исполнительного комитета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Наталья Украинская.

Цифры неутешительные, но если знать все "болевые точки" малой авиации, то становится понятно, что в настоящее время иными эти цифры быть не могут.

"Износ основных производственных фондов в региональных аэропортах и аэропортах местных воздушных линий составляет 60-90%. Аэродромная техника практически на 100% отработала свой ресурс. Требуется обновление парка воздушных судов, топливозаправочной, аэродромной и специальной техники", - отмечает Наталья Украинская.

Самолеты, которые обслуживают сегодня региональные рейсы, это, пожалуй, главная головная боль авиаперевозчиков. У них повышенный расход топлива, их тяжело обслуживать, плановый ремонт стоит огромных денег, и, кроме того, пассажиры не чувствуют в них себя комфортно.

"Аэропортовые проблемы на всей территории Сибири практически одинаковы. Все аэропорты (аэродромы, посадочные площадки) регионального и местного значения требуют капитального ремонта, особенно элементы летных полей, рулежных дорожек, перронов", - говорит директор департамента по транспорту исполнительного комитета "Сибирского соглашения".

"Весь аэропортовый комплекс в сибирском регионе требует капитальных вложений для решения вопросов восстановления или обновления инфраструктуры. А весь персонал, участвующий в деятельности региональной и малой авиации, нуждается в повышении заработной платы", - добавляет собеседница Interfax-Russia.ru.

Проблемы накладываются одна на другую: авиаперевозчиков "поджимают" наземные конкуренты, которые предлагают пассажирам более дешевые поездки, а те в свою очередь не могут снизить тарифы, ведь большая часть региональных рейсов и так убыточна. Авиакомпании могут только поднять цены на билеты, но никак не снизить их.

"Давно назрела необходимость дифференцировать подход к вопросам по сертификационным требованиям к аэродромам и аэропортам регионального значения и местных воздушных линий. Руководящие документы по вопросам регулирования аэропортовой деятельностью устарели", – обращает внимание на еще одну сложность Наталья Украинская.

Как видно, проблем у малой авиации предостаточно. Между тем, есть у нее и перспективы развития. По прогнозам экспертов, в Сибири может быть востребовано около 80 региональных маршрутов. И первые шаги по возрождению малой авиации уже делаются.

"Во-первых, проведена большая работа по системному исследованию проблемы. Кроме того, определены основные направления действий. Сейчас заканчивается подготовка организационно-управленческого плана по реализации проекта развития региональной и малой (местной) авиации, выполнение которого позволит создать условия для приведения в нормативное, эффективное состояние всей базовой сети аэропортов", – сообщила директор департамента по транспорту исполнительного комитета "Сибирского соглашения".

В частности, планируется разработать механизмы упрощения налоговых режимов для авиаперевозчиков и устранить законодательные пробелы.

Еще одним эффективным решением, по мнению экспертов, может быть создание казенных авиапредприятий в регионах, где есть острая необходимость во внутрирегиональных авиаперевозках.

Создать авиакомпанию, самолеты которой летали бы внутри Сибирского федерального округа, планируется, в частности, на базе "Томск Авиа". Кроме того, в июле 2010 года власти Иркутской области заявили о намерении принять участие в создании такой региональной авиакомпании. Возможно, в этом проекте примут участие и власти Бурятии.

Между тем, уже сейчас появился ряд новых региональных рейсов. Например, "Томск-Новосибирск-Омск-Новосибирск-Томск", "Новосибирск-Горно-Алтайск-Новосибирск".

"Благодаря большой поддержке "Сибирского соглашения" мы открыли у себя региональные рейсы в Томск, Омск и Горно-Алтайск. Без всякого сарказма говорю, что роль "Сибирского соглашения" здесь очень высока. Потому что оно позволило скоординировать нам несколько субъектов, с тем, чтобы все субъекты пошли навстречу, давали нам соответствующие преференции", - рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" (г. Новосибирск) Александр Бородин.

"Эти рейсы пока убыточны. Но мы нашли такие механизмы, которые позволяют нам разделить риски и разделить бремя затрат на ввод нового рейса", - пояснил он.

Александр Бородин также сообщил, что, несмотря на убыточность новых маршрутов, он рассчитывает на то, что уже летом эти рейсы выйдут на самоокупаемость, вернут все вложенные в них средства, а будущем из "Толмачево" будут летать самолеты малой авиации по все регионы Сибирского федерального округа.

"Мы начинали наши рейсы в Томск и Омск с 20%-загрузкой, теперь она уже 40%. А начинали мы в сентябре, когда идет сезонное падение пассажиропотока", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.

"Что касается перспектив развития малой авиации, то мое принципиальное убеждение заключается в следующем: без государственного субсидирования она не сможет развиваться. В развитии авиасообщения между регионами заинтересовано и государство в том числе, и если необходимые ему рейсы убыточны, тогда оно должно предоставлять авиаперевозчикам субсидии и преференции", - заявил Interfax-Russia.ru директор ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" Николай Варганов.

"Сейчас главное, чтобы государство от всяческих деклараций перешло к конкретным действиям и оказало реальную поддержку тем, кто занимается региональными перевозками", - добавил он.

Обозреватель Вера Широкова

Источник: Interfax-Russia.ru