Король винта и турбины


Он прост и надежен, как тот самый джип, как потертые джинсы, как старина кольт. Два винта, два верных движка серии PT-6, ставших культом и классикой жанра, плюс современные технологии
Он прост и надежен, как тот самый джип, как потертые джинсы, как старина кольт. Два винта, два верных движка серии PT-6, ставших культом и классикой жанра, плюс современные технологии - что еще надо, чтобы покорять воздушное пространство и добираться туда, куда не дерзнет приземлиться ни один «щегольский» бизнес-джет? 7 тысяч выпущенных самолетов семейства King Air и полвека истории - это вам не фунт композитов.

Лучше новых двух

Пожалуй, только в России многолетняя история производства может означать безнадежное отставание технологий. Равнять авиационные традиции Beechcraft с неизменностью автомобильной классики ВАЗ однозначно не стоит. В случае с семейством двухдвигательных «турбопропов» King Air, которое в этом году отмечает 50-летие, годы - это время на совершенствование конструкции и оттачивание технологий. С первого полета в 1963 году этот тип воздушного судна пережил длинную череду эволюций и практически стал синонимом термина «турбовинтовой самолет».



Первый полет

Впрочем, сам бренд Beech/Beechcraft, существует еще дольше и, похоже, вполне благополучно переживет и нынешний развод с Hawker. Компания, названная по имени основателя Уолтера Бича, строит летательные аппараты с 30-х годов прошлого века и кое-чему научилась как в технологиях, так и в понимании своего специфического сегмента рынка. Недаром именно ее продукция почти безраздельно царствует в нише турбовинтовых машин с двумя двигателями. В этом году Hawker Beechcraft отметила своеобразный юбилей — поставку 7 тысяч самолетов King Air различной модификации с начала выпуска этих машин. Кроме того, на протяжении многих лет семейство также лидировало по ежегодному объему поставок среди всех турбовинтовых самолетов, лишь в последние два года уступив первое место модификациям Cessna Caravan. Впрочем, эти однодвигательные машины с негерметичной кабиной вряд ли могут считаться прямыми конкурентами быстрым и комфортным «кингам».

Самолет мужского рода

В названии этого семейства - King Air/«Король Воздуха» - русскому уху и глазу не видится никакой особенности. Но она есть. Дело в том, что в английском языке для «одушевления» крылатых машин традиционно используется женский род. Теперь уже не важно, появилась ли эта мужественность потому, что предком этой линейки стали поршневые «королевы» Queen Air, или по какой иной причине. Мужской род нынешних носителей славного имени, что называется, уже у них в крови. И не только благодаря классически-брутальному и в то же время элегантному виду - сияющие полированным металлом коки винтов и выхлопные трубы, частый ряд круглых иллюминаторов, напористая стремительность в каждой линии планера. Но и вследствие уникальных возможностей, которые они предоставляют своим владельцам.

Недаром платформа разрабатывалась не только как универсальный и практичный самолет для бизнеса, но и с прицелом на военный сектор. King Air с успехом выполняет множество задач - от комфортной перевозки менеджмента и командного состава, до патрулирования местности и работ по аэрофотосъемке, от доставки экспедиций в труднодоступные уголки мира, до службы на местных регулярных авиалиниях. Скажем прямо, работы не боится.
Этот самолет, благодаря кабине с наддувом, современным интерьерным решениям, неприхотливости турбовинтовых двигателей и уникальным взлетно-посадочным характеристикам, обеспечит одновременно должный комфорт и возможность наиболее близко подобраться к конечному пункту назначения, особенно, если таковой находится вдали от крупных аэропортов. King Air не нужна бетонная ВПП идеального качества, короткие грунтовые полосы - его родная стихия. Какой бы неприхотливой ни была реактивная машина, но о таких способностях ей остается только мечтать. Об этом хорошо осведомлены и в Голливуде — именно «король» смело поднимается в воздух на экране, когда нужно добраться, например, до заброшенного «Парка юрского периода».

Впрочем, как не упомянуть и о мужской практичности и рациональности? King Air не склонен сжигать деньги владельца в реактивном темпе - уровень его постоянных и текущих расходов не чета показателям даже самых легких бизнес-джетов. Несмотря на заметную разницу в скорости, этот «турбопроп» вполне может потягаться с ними на расстояниях до тысячи километров. Для выполнения же специальных задач он становится просто незаменимым.

Фул-хаус

В нынешней винтовой линейке Beechcraft собрана очень неплохая комбинация. Три турбовинтовых «короля» - King Air 350i, 250 и С90GTx - и два поршневика - двухдвигательный аристократ Baron и нестареющая Bonanza. В терминах покера это сочетание вполне можно оценить как фул-хаус. Очень неплохо для игры в этом сегменте авиационного рынка.

Старшей картой в комбинации следует считать модель King Air 350i. Он же и самый вероятный претендент на популярность в России. Почему? Во-первых, у него самая большая среди «королей» дальность полета - 3 174 км с 4 пассажирами на борту. Вполне ощутимое достоинство при нашей, мягко говоря, не самой высокой плотности аэродромной сети. Далее - самый большой, соответствующий «дальнобойности», салон на 9 пассажиров и полноценный санузел. Самолет способен развить впечатляющую для своего класса крейсерскую скорость в 580 км/ч. Стоит отметить и еще один несомненный плюс - King Air может брать максимальное количество топлива при всех занятых пассажирских креслах, других самолетов с такими характеристиками придется еще поискать.

King Air 250 отличается от большего брата более скромными габаритами - 8-местный салон короче на метр, соответственно, немного ниже и максимальная загрузка. В дальности полета «двести пятидесятый» также уступает почти тысячу километров, а вот разницу в скорости вряд ли стоит считать существенной - 574 км/ч.

Младший King Air C90GTx даже внешне выглядит несколько иначе, чем собратья. И не только из-за меньшего размера - хвостовое оперение у него не Т-образное (дань требованию военных по упрощению выброски с парашютом), как у двух других «кингов», а классическое. Летает он несколько медленней «однофамильцев», развивая максимальную крейсерскую скорость в 554 км/ч, зато в дальности не уступит «двести пятидесятому», при этом предлагая самую низкую стоимость из всей троицы.

Спорить не стоит, если самолет предназначен для того, чтобы отдохнуть в Ницце или навестить родных в Лондоне, возможно, King Air не станет идеальным вариантом. Но для того, чтобы ближе подобраться к производственным мощностям, шахтам, карьерам или буровым вышкам - иначе говоря, к местам, где по сей день куется благосостояние Родины, лучший вариант найти очень трудно. Иначе говоря, на каждый сложный и хитрый маршрут всегда найдется самолет с винтом. А если таковых два - почувствовать себя королем положения еще проще.


Мнения

Скотт Пламб, Вице-президент Beechcraft Corporation по продажам в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке

Для самолетов бизнес-авиации - 500-1000 км очень популярная дистанция. На таком расстоянии особого выигрыша по времени по сравнению с King Air у легкого бизнес-джета нет. Главное преимущество - большой опыт по производству этого семейства самолетов, недавно мы поставили 7000-й King Air. Огромный опыт производства, эксплуатации и постоянное совершенствование делают этот самолет очень долговечным и надежным. При этом он абсолютно современен, используются новейшие технологии, например, пилотская кабина создана на основе современного комплекса авионики Pro Line 21. Мы только рады соперничеству с такими более «молодыми» моделями как Pilatus PC-12 и TBM.

Михаил Степанович Осычнюк, директор авиакомпании «Петропавловск-авиа»

«King Air оказался настоящей находкой! Самолет не боится холодов, может перевозить грузы и руководящий состав на расстояния до 3 300 км на высоте до 11 000 м. Возможность посадки на грунт добавляет эффективности его использования в сфере добывающей промышленности. Вместителен, экономичен, надежен! Он просто незаменим в наших климатических условиях и полностью справляется с поставленными задачами».

Василий Тимофеевич Попов, генеральный директор ОАО «Авиация и прикладная экология»

На сегодняшний день эта машина является наиболее экономичной в обслуживании. Во времена СССР мы использовали Ан-30, один King Air заменил 3 «Ана» по производительности. Если Ан в среднем расходовал 1 тонну топлива, то King Air расходует 250 кг. King Air - это очень комфортный самолет, который выполняет все требования аэрофотосъемки. У нас он оборудован и под сканер, и под цифровую камеру. Это очень удобная машина для специальных миссий, для облета аэропортов. Мы одними из первых купили King Air и оценили его дальность полета и экономичность в первую очередь.

Сейчас практически нет аэрофотосъемщиков. Только Diamond иногда используется, но он может работать в маленьких регионах, мы же летаем по всей России, недавно отсняли «Южный поток». King Air абсолютно приспособлен для русской зимы, у нас не возникало проблем с эксплуатацией в условиях Крайнего Севера. Также одним из ключевых преимуществ этой машины является короткая взлетно-посадочная полоса. В будущем мы планируем увеличить наш парк самолетов еще несколькими King Air».

Алексей Королев
Материал опубликован в журнале Altitudes Russia, №22, январь-февраль 2013