Вертолеты избавятся от вихрей и шума на лопастях

Инженеры немецкого аэрокосмического центра DLR и НАСА планируют кардинально снизить шум от работающих винтов вертолета. Однако производители же имеют технологии подавления шума несущего винта.

Инженеры немецкого аэрокосмического центра DLR и НАСА планируют кардинально снизить шум от работающих винтов вертолета, пишет CNews. Сейчас специалисты крупнейших аэрокосмических центров работают над детальным изучением причин возникновения шума на лопастях винтокрылых машин.

"Моя специальность в DLR - это оптическая технология измерения потоков жидкости, - говорит руководитель "вертолетного" отделения DLR Маркус Раффель (Markus Raffel). – Я могу точно сказать, что почти весь шум, который вы слышите от пролетающего вертолета, вызван отрывом вихрей на концах лопастей винта".

Исследователи располагают тестовым стендом с моделью винта, разработанной специалистами Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена, семью высокоскоростными камерами, лазерами и мощными светоизлучающими диодами, которые делают вихри видимыми.

Особенностью является одновременное использование трех различных оптических методов измерений, что позволяет записать плотность вихрей, направление их скорости и деформацию лопастей. Благодаря новейшим высокоскоростным камерам со скоростью съемки более 5000 кадров в секунду можно снимать постоянно меняющиеся турбулентные потоки и видеть все этапы их эволюции.

Ученые уже понимают некоторые механизмы образования шума. Снижение давления на верхней части лопасти заставляет воздух подниматься вверх и вызывает образование вихря. Затем лезвие лопасти отбрасывает вихрь вниз и, когда другие лопасти сталкиваются с этими вихрями, получается громкий пульсирующий шум, характерный "стрекот" вертолетов.

Ученые надеются, что, как и в медицине, многочисленные наблюдения помогут поставить правильный диагноз и решить проблему. Устранение или нейтрализация вихрей на лопастях вертолета позволит не только снизить шум от винтокрылого транспорта, который часто летает над жилыми районами, но и решит ряд других проблем. В частности, вихри являются причиной пыльных или снежных "водоворотов", которые мешают пилотам во время взлета или посадки.

Вертолетостроители также не стоят на месте. Недавно компания Eurocopter представила на суд экспертов и потребителей технологию, позволяющую существенно снизить показатели «шумности» несущего винта.

Во-первых, сделать вертолеты тише можно благодаря использованию лопастей несущего винта Blue Edge, кардинально отличающихся от привычных по форме и конструкции.

А вот как звучат новый лопасти. Разница с традиционным несущим винтом очень значительная.

Вдобавок к Blue Edge, Eurocopter планирует в ближайшем будущем продвигать технологию Blue Pulse.

В случае доведения этих технологий до серийного производства, будет ликвидирован один из существенных недостатков вертолетов. Также, кроме улучшения экологических показателей, вертолет с таким винтом станет более приспособлен для полетов над населенными пунктами.