FAA предупреждает


Высокий уровень автоматизации современных самолетов вызывает озабоченность авиационных властей США
В то время, как повышение уровня автоматизации кабины экипажа и более частое использование автопилотов помогли улучшить эксплуатационную безопасность и точность пилотирования самолетов, автоматизация работы экипажа также вызывает у авиационных регуляторов опасения, что пилоты теряют летные навыки.

В свежем бюллетене по безопасности полетов FAA (Safety Alert for Operators (SAFO) рассматривается эта проблема, и авиационный регулятор рекомендует пилотам чаще пилотировать самолет в ручном режиме.

Бюллетень SAFO, выпущенный в январе 2013 года, рекомендует профессиональным летным экипажам и пилотам на современных самолетах в условиях низкой рабочей нагрузки выключать автопилот и управлять самолетом вручную, в том числе во время крейсерского полета вне пространства RVSM. Также эксперты советуют операторам по возможности содействовать повышению «ручного» налета и разработать процедуры для достижения этой цели.

«Системы автоматического пилотирования являются полезными инструментами для летчиков и позволяют улучшить безопасность полетов и управлять рабочей нагрузкой, что делает операционное управление воздушным судном более точным», - говорится в SAFO. «Тем не менее, постоянное использование автопилота может привести к ухудшению способности летчика быстро вывести самолет из критического положения».

Эксперты FAA добавляют, что, хотя автопилоты стали распространенным и полезным инструментом, к сожалению, постоянное использование этих систем никак не укрепляет знания и навыки пилота в ручном управлении воздушным судном. Летные экипажи должны тесно поработать с летным отделом и другими подразделениями своей компании, чтобы содержание этого SAFO было включено в оперативную политику компании. Однако FAA оговаривается, что при этом крайне важно неукоснительное соблюдение наземной и летной подготовки, а также квалификационных  проверок.

Изучив этот документ, Национальная ассоциация бизнес-авиации США NBAA обращает внимание еще на один момент: наравне с потерей пилотажных навыков летные экипажи могут столкнуться с еще одной потенциальной опасностью. Как говорит  вице-президент по безопасности NBAA Дуг Карр, автоматические системы управления могут «маскировать» растущий ком проблем в системах самолета, и когда электроника передает управление таким самолетом человеку, пилоты должны быть всегда готовы к сложным ситуациям в полете. 

«Мы считаем, что компании должны изучить содержание этого бюллетеня и принять во внимание его рекомендации, не нарушая установленные правила безопасности полетов», - добавил он. «Когда мы научились управлять воздушным судном, мы должны гарантировать, что наша способность ручного пилотирования такая же искусная, как и наша способность летать с помощью автопилота».