Такие разные “новинки”

На рынке появились потенциальные покупатели небольших бизнес-джетов, которые хотят получить современный самолет за небольшие деньги.

За последние три года мировая конъюнктура на рынке деловых самолетов резко поменяла направление. До кризиса многие аналитики, а за ними и производители, начали делать ставку на легкие и сверхлегкие персональные реактивные самолеты. Однако радужные планы по завоеванию новых рынков опрокинул кризис, попутно похоронив несколько проектов легких бизнес-джетов. Также некоторым производителям такого класса самолетов пришлось снять с производства непопулярные самолеты. А на пике тренда оказались большие бизнес-джеты. Именно они менее всего потеряли в заказах, так как кризис не сильно отразился на целевой аудитории таких самолетов. А еще, за самолеты такой размерности «голосуют» новые рынки – Ближний Восток, Азия и Россия с СНГ.

Тем не менее, все идет своим чередом, и потенциальные покупатели небольших деловых самолетов начали возвращаться на рынок и обнаружили, что предложение небольших бизнес-джетов довольно сильно сократилось, а некоторые ниши совсем опустели. А покупатели хотят современный самолет за относительно небольшие деньги. Проблема выбора для них усугубится, если они «прикипели» к определенному бренду и не хотят его менять.

Традиционные производители такого класса самолетов сосредоточены в Северной Америке – это Cessna, Hawker Beechcraft и Bombatdier Learjet. К ним сейчас присоединился Embraer со своим семейством Phenom, который имеет серьезное намерение занять место американских производителей. Американцам пришлось отвечать на этот вызов. И они это сделали, причем все по-разному.

Hawker Beechcraft запустил программу XPR по обновлению своих популярных бизнес-джетов моделей 400 и 800. Причем «изюмина» этой программы не в производстве новых самолетов, а в модернизации уже выпущенных и эксплуатирующихся. Плюсами такого подхода является дешевизна и быстрота получения клиентом по сути нового самолета – меняются двигатели, авионика, оборудование салона и аэродинамика самолета (капоты двигателей и законцовки крыльев).

Конечно, это полумера, но в свете последних событий вокруг компании такой подход позволит поддержать имидж производителя и заработать немного денег. Правда у Hawker Beechcraft на этом поприще есть конкурент, компания Nextant Aerospace со своей версией обновленного Hawker 400 - Nextant 400XT, который уже летает и сертифицирован.

Bombadier также обновляет свою линейку легких бизнес-джетов Learjet 40/45. На EBACE 2012 компания анонсировала Learjet 70/75. Эти самолеты будут выпускаться как новые, но суть такая же, как и у Hawker Beechcraft – на старый планер устанавливаются новые двигатели, авионика, салон. О чем правдиво и сообщает производитель. Такой вариант получения новых самолетов наиболее «дешевый», что очень важно на непонятном рынке.

Cessna пошла по такому же пути, но позиционирует свой Citation M2 как полностью новый легкий бизнес-джет. Однако, несмотря на такие заявления – это «восставший из пепла» CJ1+. А иначе как компании удалось бы поставить «новый» М2 на «крыло» через полгода после анонса? Рецепт такой же, как и в случае с Hawker XPR - серийный CJ1+ получает новые двигатели, авионику и законцовки крыла. Тем более, что прототипом, по информации BizJetBlogger, послужил Cessna CJ1 2008 года выпуска (525 0685/ N994JG), который в середине прошлого года пришел на завод для доработки. Это объясняет, почему Cessna не дает информации о серийном номере опытного самолета и нет нормальных фотографий «первого» полет M2 (они бы наверно раскрыли «хитрый» замысел выдать снятый с производства самолет за новый).

Во всех пресс-релизах компании говорится о том, что новый М2 является абсолютно новым самолетом, который заполнит нишу между Citation Mustang и семейством CJ. Cessna Aircraft, объявив о том, что закрывает программу CJ1+, возможно совершила ошибку, но вовремя спохватившись все же решила реабилитироваться, создав «новый» M2. А не проще ли было признать свою ошибку и «не водить за нос» своих клиентов, к тому же, судя по статистике, продажи CJ1+ в прошлом году были весьма не плохими.

Bombardier действовал по такой же схеме со своим Learjet 70/75, что и Cessna, однако вел себя более корректно. Компания в конце 2011 года тихо проводила испытания двух Learjet 40XP с новыми агрегатами. Однако, в отличии от Cessna, не вводила в заблуждение клиентов и СМИ, заявляя о полной новизне самолета. Cessna оправдывает то, что после увольнения Джека Пелтона, на которого «свалили» кризисные неудачи компании, был необходим хороший позитивный PR-удар, а новый бизнес-джет показался самым лучшим способом заявить о себе.

Источник: BizavWeek # 26 (127)