В России вертолеты покупают с умом


О современном российском вертолетном рынке, его тенденциях и о моделях, которые Eurocopter готов предложить российским клиентам, рассказывает генеральный директор Eurocopter Vostok Лоранс Риголини

О современном российском вертолетном рынке, его тенденциях и о моделях, которые Eurocopter готов предложить российским клиентам, в преддверии московской выставки Jet Expo-2013 читателям BizavNews рассказывает генеральный директор компании Eurocopter Vostok Лоранс Риголини.

Г-жа Риголини, пожалуй, впервые в истории Jet Expo экспозиция вертолетных производителей будет столь впечатляющей. За последние несколько лет вертолетный рынок в России (включая VIP машины) развивается стремительно, что ярко демонстрирует статистика поставленных вертолетов различных производителей и портфель заказов на них. Eurocopter, во многом, законодатель мод в этом сегменте. Ваше видение отечественного рынка VIP вертолетов и перспективы его развития?

Позвольте немного начать с предыстории. Российский рынок вертолетов иностранного производства начинался исключительно как рынок VIP вертолетов. До 2008 г основная доля поставок приходилась на долю корпоративных и частных покупателей. Что касается дня нынешнего, то ситуация изменилась, и сейчас наблюдается равный спрос от трех категорий покупателей: частных и корпоративных, ну и конечно же как и раньше - коммерческих операторов и государственных компаний (например, заказы на медицинские модификации вертолетов). Судя по прошлому году, на каждый из этих сегментов приходится около 30-35% поставок. Наши покупатели – люди практического склада характера. Большинство операторов в России приобретают многоцелевые вертолеты, которые могут быть применены для решения различных задач или легко переоборудованы для выполнения широкого спектра авиационных работ. Даже частные покупатели предлагают свои вертолеты в чартер или для выполнения специальных авиаработ, когда они не пользуются ими, таким образом, положительно влияя на развитие рынка вертолетных услуг. Все это указывает не только на количественный, но и на качественный рост рынка: операторы, корпорации, частные покупатели используют свои вертолеты для решения возрастающего числа задач, создавая новые услуги, рабочие места и накапливая ценный опыт. Применительно к рынку VIP перевозок, это означает увеличение числа машин и снижение цен на чартерные перелеты.

Сейчас в России эксплуатируются более 130 вертолетов Eurocopter, а в других странах СНГ – более 70. Eurocopter занимает более 70% российского рынка турбинных вертолетов западного производства. Какая доля приходится на вертолеты в VIP конфигурации и каков прогноз по поставкам на 2013 год?

Прежде всего, позвольте заметить, что в Россию поставлено уже 144 машины! Мы успешно поставляем новые вертолеты в регион (Россия и СНГ), и их число растет, что само по себе уже прекрасный показатель. VIP и корпоративные вертолеты сегодня составляют около 50% всего флота в России и СНГ. С учетом грядущих поставок, VIP и корпоративные вертолеты займут до 62% от общего объема поставок в этот регион.

Расскажите, пожалуйста, какие модели будут представлены на Jet Expo и о программе мероприятий компании на выставке?

Наш бестселлер – Eurocopter AS350B3 с потрясающим интерьером Corporate будет представлен на Jet Expo в этом году. Линейка вертолетов Ecureuil завоевала большую популярность во всем мире по причине своей универсальности, эффективности, грузоподъемности и выгодной стоимости. В России они используются для решения множества задач, включая ВИП, пассажирские и транспортные перевозки, а также для авиа мониторинга, аварийно-спасательных и монтажных работ. За свою более чем 40-летнюю историю Ecureuil было произведено более 5000 вертолетов, выполнено около 22 миллионов летных часов, а также установлен ряд рекордов, в том числе, самый высотный полет вертолета, совершенный на Ecureuil с приземлением на Эверест на высоте 8850 м.

В России сертифицированы многие модели Eurocopter. Наиболее революционная из них ЕС130Т2, безусловно, станет бестселлером среди российских клиентов. Когда  ЕС130Т2 получит российский сертификат и его перспективы на российском рынке? Можно ли сейчас уже говорить о предварительных цифрах по поставкам, например в 2014 году?

Модель EC130 T2, образно говоря, стала «любовью с первого взгляда» для наших покупателей, и мы уверены в ее успехе в России и СНГ. Мы планируем сертифицировать ее осенью 2013 и поставить две машины уже в этом году. Мы убеждены, что EC130 T2 станет бестселлером на рынке, поэтому провели демо-тур в России и Украине этим летом. В течение двух недель 20 специалистов, включая пилотов, техников, авиационных экспертов и любителей вертолетов, летали на EC130 T2 каждый день. Отзывы были ошеломляюще позитивными. Каждый, кто совершил полет на новом вертолете, говорил, что впечатлен его летными качествами.

Любой крупный производитель стремится предоставить своим заказчикам оптимальные условия не только по приобретению воздушного судна, но и по его дальнейшей эксплуатации в будущем. Расскажите подробнее о сервисной поддержке и планах развития сервисных центров в России.

В течение многих лет Eurocopter Vostok развивает стратегическое партнерство с UTair, одной из основных российских авиалиний. Во флоте UTair в настоящее время эксплуатируется 24 вертолета Ecureuil (всего – 28 вертолетов, включая 4 Bo-105) по всей Сибири, выполняя разнообразные, в основном авиационные, работы (перевозка грузов и пассажиров, мониторинг трубопроводов, геологоразведка, лесоохрана, дежурство по санитарным заданиям). В рамках этого сотрудничества UTair также является сертифицированным сервисным центром по обслуживанию Bo-105 и машин семейства Ecureuil. Eurocopter полагается на профессионализм своего партнера, компанию UTair, полностью обеспечивающую техническое обслуживание и ремонт для российских покупателей. Eurocopter также предлагает своим клиентам сервисное обслуживание в сервисном центре компании Sky Tech в Алма-Аты, Казахстан, сертифицированном для EC120 и семейства Ecureuil. Когда заходит речь о собственных мощностях Eurocopter, следует упомянуть тот факт, что технический центр Eurocopter в Касселе, Германия, был сертифицирован в марте 2013 г российскими авиационными властями для проведения сервиса по категории O&I. Этот важный шаг по достоинству оценен нашими покупателями.  

Какие, по вашему мнению, конфигурации наиболее популярны среди российских заказчиков? Если отличия по предпочтениям, например, от заказчиков из Европы или Ближнего Востока? Для россиян вертолет - это все-таки предмет роскоши или эффективный инструмент в повседневной деловой жизни?

Мы существуем на рынке уже давно и, конечно, не могли не отметить некоторые особенности, свойственные российским покупателям вертолетов. Тем не менее, список заказываемых опций всегда разный для каждой конкретной модели. Например, покупатели AS350 B3 выбирают опции, позволяющие расширить возможности коммерческого использования вертолета. Они включают в себя, например, крепления для установки носилок, и, таким образом, появляется возможность использовать его как медицинский вертолет. Или оборудование для внешнего подвеса груза, необходимое для выполнения разнообразных коммерческих операций, даже для борьбы с пожарами. Как мы говорили, наши покупатели – люди практического склада характера, и они внимательно рассматривают все возможности для увеличения эффективности вертолетов. Такой подход, помимо прочего, увеличивает остаточную стоимость вертолета, и с учетом установленных опций это позволяет впоследствии всегда успешно продать вертолет не только частному покупателю, но даже и коммерческому оператору.