Dexter летит в Петербург

Завтра в Петербурге ЗАО "Авиа менеджмент групп" представит свой проект авиатакси Dexter. Северо-Запад - это четвертый федеральный округ, который осваивает компания, начавшая регулярные полеты два года назад.

На Северо-Западе появится авиатакси

Завтра в Петербурге ЗАО "Авиа менеджмент групп" представит свой проект авиатакси Dexter. Северо-Запад - это четвертый федеральный округ, который осваивает компания, начавшая регулярные полеты два года назад. На сегодняшний день в ее распоряжении около 50 маломестных воздушных судов, к 2011 году планируется увеличить их число до 100. Эксперты считают услугу авиатакси крайне востребованной, но перспективы бизнеса оценивают неоднозначно.

       
 "Авиа менеджмент групп" ("АМГ") была создана в 2004 году специально под проект Dexter аэрокосмическим холдингом "Каскол" (ему принадлежит 50% минус 1 акция) и венчурным фондом "Промышленные инвесторы". В числе инвесторов также Международная финансовая корпорация (IFC, структура Всемирного банка). В распоряжении "АМГ" - самолеты двух типов: М-101Т (модель специально разработана для авиатакси холдингом "Каскол" и производится на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол") и швейцарские Pilatus PC-12.

Первый рейс такси Dexter состоялся весной 2006 года. По данным Национальной ассоциации деловой авиации (НАДА), в прошлом году каждый из самолетов РС-12, принадлежащих Dexter, налетал по 70 часов в месяц. Сначала компания предоставляла свои услуги только в Приволжском и Центральном федеральных округах, в этом году она намерена расширить географию, помимо Северо-Запада, еще и в сторону Ростова и Краснодара.

Целевая аудитория Dexter - менеджеры второго-третьего звена крупных и средних корпораций, владельцы средних и малых бизнесов, представители местных муниципальных органов, а также клиенты и менеджеры турфирм. 

Как сообщил Ъ председатель совета директоров "Авиа менеджмент групп" Евгений Андрачников, в Петербурге такси будет работать по тем же принципам, что и в остальных регионах. То есть со стоимостью полета 100 рублей / 1 км для судов М-101Т и 150 рублей / 1 км -- для РС-12. Скорость и максимальная дальность полетов составят соответственно 300 км/ч, до 650 км -- для М-101Т и 450 км/ч, до 2000 км -- для РС-12. Вместимость авиатакси отечественного производства -- до пяти, швейцарского -- до восьми пассажиров. Dexter будет работать как по расписанию, так и по индивидуальным заказам. К 2011 году компания намерена нарастить авиапарк до 100 судов (сейчас в распоряжении Dexter около 50 машин). Компания базируется в московском аэропорту "Быково". На конец 2007 года акционеры инвестировали в проект $16 млн, IFC кредитовала Dexter в размере $15 млн.

Господин Андрачников считает, что его компанию подстерегают несколько рисков, главный из которых -- "порвать штаны". "То есть риск управления ростом. Мы хотим быть и во Владивостоке, и в Екатеринбурге, и так далее... Но есть понятные ограничения с созданием технических баз, логистика, поэтому мы будем развиваться поступательно и последовательно. Также риски связаны с тем, что мы предоставляем новый продукт в новой рыночной категории. В национальном масштабе данный проект не существует ни в России, ни в мире", -- утверждает глава "Авиа менеджмент групп".

Впрочем, говоря об уникальности Dexter, собеседник Ъ слукавил. Аналогичные услуги в России предоставляют несколько перевозчиков. Хотя, по мнению аналитиков компании "Тройка-диалог", действительно, говорить о рынке в этом сегменте воздушных перевозок пока рано -- он еще только начинает формироваться. По данным НАДА, основными конкурентами "АМГ" в России являются два предприятия: ООО "Авиакомпания 'Регион авиа'" и Utair. Кроме того, о своих планах освоить рынок региональных перевозок в конце декабря прошлого года заявил столичный "Атлант-Союз", пообещав в течение пяти лет открыть маршруты в 15 городов РФ. Однако сравнивать эти компании не совсем корректно. Прежде всего потому, что они работают с более вместительными самолетами. Так, в распоряжении Utair имеются Ан-24, Як-40 и ATR-42 (вместимость 30-50 мест). Основной услугой компании являются все же дальние перелеты на вместительных самолетах. У Utair сейчас задействовано около 140 судов, которые по итогам 2007 года перевезли 4,5 млн пассажиров.
"Регион авиа" располагает более компактными 17-местными Ан-28.

Гендиректор "Регион авиа" Денис Павшинский в ближайшее время намерен нарастить авиапарк "до 50 однотипных турбовинтовых самолетов иностранного производства, которые будут осуществлять перевозки по внутрироссийским маршрутам протяженностью до 1,5 тыс. км". Всего, по словам господина Павшинского, в проект планируется инвестировать около $65 млн, из них $50 млн должна выделить компания Norum, связанная с ЕБРР.
Сама "АМГ" считает, что в режиме авиатакси могут работать только маленькие суда, борта на 40-50 мест нерентабельны. "Основная причина -- отсутствие такой рыночной емкости между этими городами.

Продать на входе четыре кресла по 5 тысяч рублей легче, чем сразу борт за 50 тысяч (столько стоит чартерный рейс между, например, поволжскими городами). Dexter рассчитан на аудиторию, которой нужна гибкость в расписании, а не один рейс в день в 50-местном автобусе. Кроме того, невозможно найти на рынке большое количество однотипных и в нормальном состоянии б/у самолетов на 50 мест, а покупка новых воздушных судов сразу сделает работу на этом рынке нерентабельной", -- говорит Евгений Андрачников.

По мнению Дениса Павшинского, увеличение спроса на услуги авиатакси составляет 10-15% в год. Сейчас объем этого рынка -- 5 млн пассажиров, причем в течение пяти лет он как минимум удвоится. Поэтому пока существующим компаниям на нем тесно не будет. Эксперты компании Utair менее оптимистичны: они оценивают объем региональных перевозок максимум в 1,5 млн пассажиров. По их мнению, авиатакси может быть лишь факультативным бизнесом крупной авиакомпании, иначе таксисту не обойтись без сторонних дотаций.

Руководитель пресс-службы НАДА Дмитрий Петроченко согласен с оптимистичным вариантом. Однако отмечает ряд проблем, с которыми столкнулись несколько компаний, не сумевших реализовать свои авиационно-таксомоторные планы. Это и создание конкурентоспособного авиапарка, и санкционирование маршрутов и графиков полетов, и обеспечение договоренностей с базовыми и принимающими аэропортами.

Источник "Коммерсант-Санкт Петербург"