Главными клиентами делового туризма стали фармацевты.

Самым тяжелым временем для рынка MICE-услуг (делового туризма) оказалось начало 2009 года: объем заказов сократился на 30-50%. К осени ситуация начала выправляться, а сейчас многие операторы отмечают заметное оживление рынка. При этом поменялись основные заказчики командировок и конференций: на смену банкам и строительным компаниям пришли фармацевты.

Самым тяжелым временем для рынка MICE-услуг оказалось начало 2009 года: объем заказов сократился на 30-50%. К осени ситуация начала выправляться, а сейчас многие операторы отмечают заметное оживление рынка. При этом поменялись основные заказчики командировок и конференций: на смену банкам и строительным компаниям пришли фармацевты.

Как показал прошедший 21 января в Москве ANTOR MICE workshop, компании, специализирующиеся на бизнес-поездках, сегодня чувствуют себя неплохо. Ведущий менеджер компании «Демлинк» Михаил Поливанов рассказал RATA-news, что объем продаж к началу 2010 года фактически вернулся на докризисный уровень. «В 2009 году мы выиграли несколько тендеров на обслуживание крупных компаний, благодаря чему получили новые заказы. Наши клиенты, по-прежнему, нуждаются в командировках, ездят на различные международные выставки. Иностранные компании как возили раньше своих клиентов и дилеров на различные семинары и конференции, так и сейчас возят. Хотя, может быть, чаще выбирают не дальние направления, а подмосковные площадки, – говорит г-н Поливанов. - Изменилась и конъюнктура рынка. Сократились бюджеты на поездки, компании добиваются скидок, программ лояльности, конкуренция за клиента стала значительно жестче». Хотя, как отметил Михаил Поливанов, есть клиенты, которые вообще не сокращали бюджеты – это зарубежные фармацевтические компании, придающие большое значение российскому рынку. Они, как и прежде, постоянно проводят в регионах семинары для врачей. В первую очередь, это компании из Индии, Финляндии, США. Фармацевты сегодня – самые стабильные потребители на рынке MICE-услуг. Также активны ритейлеры, открывающие новые магазины в регионах. Для нового персонала проводятся бизнес-тренинги, поездки на которые также заказываются у MICE-компаний.

Самые популярные направления для организации инсентив-туров остались прежними. «Если поездка организуется менее чем для 100 человек, направления могут быть дорогими – Сингапур, Иордания (ее популярность растет), Бахрейн. Для больших конференций компании выбирают более дешевые Турцию, Египет, реже Черногорию и Хорватию».

Начальник корпоративного отдела компании «Пегас туристик» Евгения Куклинова рассказала RATA-news, что во время кризиса популярность Турции и Египта выросла. По мнению г-жи Куклиновой, у Турции нет конкурентов, если речь идет о проведении крупных мероприятий. Ни одна страна, не считая, разве что Таиланда, не предлагает отелей с двадцатью конференц-залами. Однако до Таиланда лететь 11 часов, а до Турции -3. Кроме того, компаниям удобно проводить свои мероприятия в отелях с системой all inclusive.

По оценке г-жи Куклиновой, объем корпоративных продаж у «Пегаса» сократился в конце 2008 – начале 2009 года на 30%. К осени клиенты активизировались, но докризисный уровень пока не восстановился. Наиболее часто заказываемые мероприятия – конференции для 80-200 человек, а основные заказчики сегодня – фармацевты и компании сетевого маркетинга. Прежние лидеры MICE-рынка – строительные и IT-фирмы – резко сократили объемы.

Юлия Соловьева, генеральный директор испанской компании Sol VIP Travel, специализирующейся на работе с индивидуальными, корпоративными и бизнес-клиентами, также оценила спад рынка в 30-35%. Но, по ее словам, в последние два месяца корпоранты заметно оживились, что вселяет оптимизм. Однако улучшилась лишь ситуация с количеством групп и людей в них, а бюджеты поездок, по-прежнему, заметно урезаны. «Тем не менее, пользуются спросом поездки на выставки, - рассказывает г-жа Соловьева. - Самые популярные события такого рода в Испании – Медицинская выставка, выставка телефонии 3GSM и продовольственная Alimentaria». В качестве антикризисной меры Sol VIP Travel развивает прямые продажи российским клиентам через интернет.

«Наши корпоративные клиенты заметно сократили бюджеты на поездки, выбираются более дешевые направления, - продолжает тему директор департамента развития компании «Аврора-Интур» Светлана Машкова. – Раньше компании оплачивали поездки и своим сотрудникам, и членам их семей, а сейчас подобные расходы урезаны. Если бы не программы лояльности, скидки женам и детям участников корпоративных туров, мы бы потеряли значительно больше клиентов».

В то же время, генеральный директор калининградской компании «Балтма Турс» Михаил Друтман отметил, что в условиях кризиса многие компании, прежде выбиравшие для корпоративов зарубежные направления, обратили внимание на российские города. Так, «Балтма» третий год развивает MICE-туризм в Калининграде, и эти усилия приносят свои плоды. «Нам удалось заинтересовать своим продуктом всех крупных операторов рынка корпоративных путешествий. Мы предлагаем организацию конференций, семинаров, инсентив-туров, тим-билдинг, в который включаем необычные элементы, например поиск кладов, - говорит г-н Друтман. - Но развитие MICE-туризма в городе серьезно сдерживает недостаток инфраструктуры. У нас нет сетевых отелей, открытие гостиницы под брендом Radisson откладывается уже в который раз. А без сетевых отелей нет и больших залов. Поэтому максимальная группа, которую мы можем принять – 200-250 человек».

Юлия Батырь

Источник: RATA-news