Джеты, пролетающие вблизи иранской границы, подвергаются подмене сигналов GPS

Специалисты по международным операциям и безопасности полетов предупреждают, что самолеты, пролетающие над Ираком вблизи иранской границы, подвергаются воздействию ложных сигналов GPS, что приводит к сбоям в навигации.

Ops Group выпустила предупреждение о риске «Уровня 1», сославшись на 12 отдельных отчетов, касающихся самолетов, начиная от Embraer Praetor 600, Bombardier Challenger 650, Gulfstream G650 и Dassault Falcon 8X до Embraer 190 и Boeing 737 и 777.

«Появляется тревожная новая тенденция в воздушном пространстве на маршруте: самолеты становятся мишенью для ложных сигналов GPS, что быстро приводит к полной потере навигационных возможностей», - предупредили в Ops Group, добавив, что такого типа «сбои» раньше не наблюдалось. В большинстве случаев инерциальная система отсчета (IRS) стала непригодной для использования, входные сигналы датчиков VOR/DME выходят из строя, часы UTC самолета выходят из строя, а экипажи запросили для навигации команды наведения от УВД. Большинство сообщений поступило на прошлой неделе с маршрута UM688 в Ираке.

Ops Group заявила, что опасения, связанные с этим, многочисленны, в том числе то, что это происходит в зоне и без того высокого риска, и что «теперь показано, что возможна вероятность того, что события такого типа можно будет увидеть в других местах». В Ops Group добавили, что у большинства экипажей нет адекватных процедур для борьбы с «подменой GPS», и они будут удивлены тем, насколько быстро это влияет на навигационные системы.

Специализирующаяся на безопасности компания Dyami объяснила, что это отличается от глушения GPS, при котором сигнал прерывается до такой степени, что его невозможно использовать. При «подмене передается ложный сигнал GPS, в результате чего системы GPS указывают ложное местоположение без предупреждения пилотов. Этот ложный сигнал GPS настолько силен и имеет достаточную целостность, что он обманывает системы самолета и «сделает IRS самолета непригодной для использования за считанные минуты». «Подмена» сигнала привела к отклонению до 80 морских миль, отметила Dyami.

В большинстве самолетов GPS интегрирован в навигационные системы и не имеет отдельной системы IRS. Dyami сообщила, что если у экипажей нет процедур на случай непредвиденных обстоятельств, есть несколько шагов по смягчению последствий, которые можно предпринять до и во время полета, включая проверку нотамов FIR на предмет сообщений о подмене, выполнение полной настройки IRS при входе в зону повышенного риска и знание типичную иерархию датчиков для положения FMS. Экипажам также следует рассмотреть возможность отмены выбора входного сигнала датчика GPS, если такая опция доступна.