Старушка Европа теряет позиции

Бум, бум, бум — это звук, с которым мяч ударяется о землю и останавливается. То же самое произошло и с трафиком бизнес-джетов в Европе. По данным WINGX, в этом году количество рейсов в Европу увеличилось всего на 3% по сравнению с 2019 годом. Это на 0,7% меньше, чем в 2024 году. Если так будет продолжаться и дальше, Европа потеряет свой статус второго по величине рынка бизнес-джетов.

Европа растет гораздо медленнее, чем Ближний Восток, Азия и доминирующий рынок Северной Америки. Когда вы смотрите на новые инициативы, такие как французский сбор за авиаперелеты на бизнес-джетах (420 евро с пассажира на внутренних рейсах) или протесты, то легко списать континент со счетов.

Но впадать в депрессию было бы ошибкой. Во-первых, европейским покупателям по-прежнему продается много новых самолетов на фоне весьма активного вторичного рынка. Долевые операторы видят сильный спрос.

Перефразируя Долли Партон, в потоке негативных настроений есть острова, где правительства хотят увеличить парк бизнес-джетов. Мальта – один из них. Она хочет, чтобы операторы бизнес-джетов переехали туда и подали заявки на получение сертификатов эксплуатанта (AOC). У страны много преимуществ, включая привлекательные налоговые льготы для операторов, соглашения об избежании двойного налогообложения, законодательство о гражданской авиации, английские правила и регулирующий орган, который хочет развивать свою отрасль деловой авиации.

«Если вы посмотрите на то, как работают некоторые ассоциации гражданской авиации, то они на самом деле не заинтересованы в небольших AOC. Мы видим страны, в которых, если вы придете к ним и скажете: «Я хочу небольшой AOC для четырех или пяти бизнес-джетов», - им просто будет все равно», - сказал Чарльз Пейс, генеральный директор по гражданской авиации Transport Malta, выступая на конференции CJI на Мальте. «Мальта — это то, чем мы являемся, мы маленькие. Нам нужен малый бизнес. Мы заинтересованы в AOC с тремя самолетами. Это обеспечивает рабочие места. Это единственное, о чем нас просило правительство, - обеспечить рабочие места».

Это сработало. В настоящее время на Мальте насчитывается более 50 AOC – это операторы бизнес-джетов, поставщики услуг ACMI (самолеты, экипаж, техническое обслуживание и страхование) и авиакомпании, включая Ryanair.

Компания Comlux была первым оператором бизнес-джетов, когда переехала туда в 2007 году. «Сначала мы управляли самолетами вместе, параллельно с нашим историческим AOC. В конце концов, в 2011 году мы перевели весь флот на Мальту», - говорит Андреа Занетто, генеральный директор Comlux. «Мы ни разу не пожалели об этом. Это было простое решение – найти место, где мы могли бы быстрее вести бизнес».

Другие операторы, включая Flightwatch, Hans Jet, JetHouse, Gestair, Gama Aviation и Skyfirst, высоко оценили Мальту как базу.

«Я думаю, что одна из ценностей, которую мы все ощущаем при работе на Мальте, – это близость к нашему регулирующему органу. Возможность общаться и объяснять, чтобы они могли всё увидеть своими глазами», - сказал один из операторов. «Преимущество Transport Malta в том, что они придерживаются правил, в отличие, я бы сказал, от других регулирующих органов, которые на самом деле изобретают новые правила, которые противоречат правилам, о которых идет речь».

Однако этот рост вызвал проблемы. В настоящее время флот Мальты насчитывает более 900 воздушных судов, и найти хороших специалистов непросто. Между операторами часто происходит переманивание персонала.

Если вы расстроены из-за европейской бизнес-авиация, вам следует посетить Мальту. Если вы мечтаете о летнем туре, есть и другие островки оптимизма. На острове Мэн сформировалось фантастическое сообщество частных регистраторов и посредников. Сан-Марино (окруженный скорее Италией, чем морем) создал процветающую отрасль деловой авиации с 37-ю AOC. На острове Гернси, расположенном между Великобританией и Францией, успешно создана индустрия 2-Reg. Если присмотреться, то можно найти несколько ярких моментов.