EASA и IATA прогнозируют рост помех GPS на 220%

EASA и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) по итогам совместного семинара, проведенного в Кельне (Германия) в прошлом месяце, объявили о стратегическом плане по борьбе с растущей угрозой помех глобальной навигационной спутниковой системе (GNSS).

Совместная инициатива направлена на борьбу с увеличением на 220% случаев потери сигнала GPS в период с 2021 по 2024 год, согласно данным IATA из Global Aviation Data Management Flight Data eXchange. Инциденты глушения и спуфинга участились в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, и аналогичные случаи зарегистрированы по всему миру.

«Нарушения GNSS развиваются с точки зрения как частоты, так и сложности», — сказал Йеспер Расмуссен, директор EASA по летным стандартам. «Мы больше не просто сдерживаем помехи GNSS — мы должны повышать устойчивость». Развивающаяся угроза требует динамичного ответа, выходящего за рамки традиционных подходов к сдерживанию.

Четырехкомппонентная структура охватывает улучшенную отчетность и мониторинг, меры по предотвращению и смягчению последствий, совершенствование инфраструктуры и управления воздушным пространством, а также усиленную координацию между агентствами. Ключевые инициативы включают стандартизацию процедур радиовызовов для сообщения о помехах, внедрение стандартизированных кодов NOTAM Q и создание возможностей мониторинга воздушного пространства в реальном времени.

Технические решения, находящиеся в разработке, направлены на сокращение ложных предупреждений о сближении с землей, улучшение ситуационной осведомленности с помощью портативных детекторов спуфинга и обеспечение быстрого восстановления оборудования GPS после прерывания сигнала. План также подчеркивает необходимость поддержания резервных навигационных средств и более эффективного использования возможностей военной системы управления воздушным движением.

«Количество случаев потери сигнала глобальной системы позиционирования увеличилось на 220% в период с 2021 по 2024 год», — отметил Ник Карин, старший вице-президент IATA по операциям, безопасности и защите.

На семинаре, в котором приняли участие более 120 экспертов из авиационной отрасли, исследовательских организаций и государственных органов, был сделан вывод о том, что усиление координации между гражданскими и военными структурами и подготовка к эволюции угроз, включая помехи, связанные с беспилотниками, остаются важнейшими приоритетами для поддержания безопасности полетов.