Глобальные тенденции в области безопасности полётов в долгосрочной перспективе сохраняют позитивную динамику, однако Международная организация гражданской авиации (ИКАО) предупреждает, что в 2024 году по сравнению с предыдущим годом выросло число авиационных происшествий и смертность, несмотря на рекордные объёмы перевозок.
В докладе ИКАО «Состояние безопасности полётов в мире» за 2025 год зафиксировано 95 авиационных происшествий с участием регулярных коммерческих рейсов по всему миру, по сравнению с 66-ю в 2023 году. Десять из них закончились смертельным исходом, в результате чего погибло 296 человек — более чем в четыре раза больше, чем 72 погибших, зафиксированных годом ранее.
Глобальный уровень аварийности вырос до 2,56 на миллион вылетов по сравнению с 1,87 в 2023 году, несмотря на то что в 2023 году отрасль выполнила более 37 миллионов рейсов по всему миру. Генеральный секретарь ИКАО Хуан Карлос Саласар заявил, что авиация остаётся самым безопасным видом транспорта, но подчеркнул необходимость постоянного совершенствования. Президент Совета ИКАО Сальваторе Шаккитано назвал данные за 2024 год «трагическим и своевременным напоминанием» о важности коллективных действий для достижения цели нулевого уровня смертности.
На четыре категории высокого риска — столкновение воздушного судна с землёй в управляемом полёте, потеря управления в полёте, столкновения в воздухе и выкатывание за пределы ВПП — приходилось 25% смертельных случаев и 40% катастроф со смертельным исходом. ИКАО также сообщила, что турбулентность стала причиной почти трёх четвертей всех серьёзных травм в 2024 году, что связывает с ростом опасностей, связанных с погодными условиями.
Для решения этих проблем ИКАО совершенствует глобальные планы действий по обеспечению безопасности на ВПП, разрабатывает усовершенствованные системы мониторинга турбулентности в режиме реального времени и выпускает обновлённые рекомендации по снижению риска спуфинга и глушения сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS). Агентство также расширяет подходы, основанные на данных, к отчётам об авиационных происшествиях, инцидентах и столкновениях с дикими животными, а также содействует укреплению военно-гражданского сотрудничества для снижения рисков, связанных с конфликтами.
В перспективе ИКАО разрабатывает рамочные основы безопасности полётов для интеграции беспилотных авиационных систем и передовой воздушной мобильности в традиционное воздушное пространство. Региональный анализ показал, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе и регионе Европы/Северной Атлантики в 2024 году произошло по три катастрофы со смертельным исходом, в то время как в Южной Америке зафиксировано одно катастрофическое происшествие с 62 погибшими. Наибольшее общее число погибших зафиксировано в Азиатско-Тихоокеанском регионе, за которым следуют Южная Америка и регион Европы/Северной Атлантики.