Саудовская Аравия готовит дорожную карту для бизнес-авиации

Когда в мае Главное управление гражданской авиации Саудовской Аравии (GACA) объявило об отмене ограничений на каботажные перевозки для иностранных операторов, международное сообщество бизнес-авиации сразу же почувствовало возможность, которая открывается один раз в жизни, и что предстоит проделать огромный объем работы, чтобы вывести саудовскую авиацию общего назначения на новый уровень.

Авад Аль-Салми, заместитель генерального директора GACA по экономической политике и логистике, заявил, что выдача сертификата иностранного эксплуатанта первому бизнес-оператору, который будет работать на внутреннем рынке Саудовской Аравии, усилит конкуренцию, будет стимулировать рост сектора и улучшит качество обслуживания.

Имтияз Манзари, генеральный менеджер GACA по авиации общего назначения, сказал, что управление работает над устранением ограничений на выполнение чартерных рейсов, но перед ним стоит огромная задача по распределению ресурсов, необходимых для координации взаимосвязанных частей головоломки.

Согласно официальным данным, в прошлом году количество рейсов в этом секторе выросло на 24% – с 19000 в 2023 году до 23500 в 2024 году. Внутренние перевозки увеличились на 26% и составили более 9200 рейсов, в то время как международные выросли на 15% и составили 14400 рейсов. Рост наблюдался в крупных аэропортах: согласно официальной статистике, в Джидде бизнес-трафик увеличился на 30%, в Эр-Рияде – на 22%, а в Даммаме – на 7%.

В августе VistaJet стала первым иностранным чартерным перевозчиком, получившим разрешение на каботажные перевозки. Иэн Мур, коммерческий директор материнской компании Vista Global, считает этот шаг крупным прорывом. Сертификат иностранного эксплуатанта Главного управления по регулированию гражданской авиации (GACAR) по Part 129 позволит авиакомпании соединять ключевые города Саудовской Аравии и развивающиеся направления, одновременно интегрируясь в глобальную модель плавучего флота.

«VistaJet работает в Королевстве и за его пределами уже более 15 лет, демонстрируя стабильно высокие темпы роста – даже до достижения этого рубежа в первой половине 2025 года число наших пользователей увеличилось на 32% в годовом исчислении, что свидетельствует о стремлении к непревзойденным возможностям подключения и сервису, которые мы предлагаем», - сказал он.

Первые признаки указывают на высокий спрос со стороны клиентов из Саудовской Аравии, которым нужна гибкость частной авиации без привязки к активам, а также международных путешественников, которые теперь могут использовать VistaJet для перелётов между Эр-Риядом и Джиддой, на Красное море или в другие крупные проекты Vision 2030, считает Мур.

«Заглядывая вперед, мы рассматриваем эту веху как нечто большее, чем успех регулирования — это следующий этап развития частной авиации в Саудовской Аравии», - сказал он. «Это укрепляет связь, ускоряет инвестиции, поддерживает туризм и позволяет VistaJet играть определяющую роль на одном из самых динамичных рынков в мире».

Саудовские игроки настороженно восприняли это нововведение. NasJet рассматривает правительство в качестве своей основной клиентской базы для чартерных перевозок, в то время как Aviation Horizons надеется, что условия останутся прежними, поскольку компания решила развивать свой чартерный бизнес, отказавшись от управления воздушными судами из-за опасений иностранного вмешательства в этот бизнес.

«Дайте местным операторам проявить себя, конкуренция полезна», - сказал Йосеф Хафиз, вице-президент по продажам и маркетингу коммерческой авиакомпании NasJet Private Aviation. «Конкуренция поможет нам работать лучше и повышать наши стандарты до мировых».

Саудовская Аравия действительно нуждается в провозных мощностях, поскольку там базируется слишком мало самолётов, сказал он. «У нас не будет достаточного количества самолётов, если Государственный инвестиционный фонд или аналогичная организация не выступят с инициативой создания компании-лидера. Мы видели только одного чемпиона в области вертолетов – вертолетную компанию, принадлежащую PIF».

Другие иностранные операторы могут присоединиться, но конкуренты VistaJet ещё не определены. «GACA устно сообщила мне, что это соглашение рассчитано всего на три года. С 1 мая 2025 года по 30 апреля 2028 года они разрешат работу иностранным операторам», - сказал Хафиз. «Затем они попросят их создать местный AOC. Они тогда станут местными операторами».

«С моей точки зрения и с точки зрения любого саудовского оператора, мы приветствуем конкуренцию – честную конкуренцию», - сказал Мохаммед Бухари, соучредитель и генеральный директор Aviation Horizons в Джидде. Он надеется, что иностранные компании будут работать на тех же условиях, что и саудовские. В дополнение к НДС в размере 15%, VistaJet, как ожидается, столкнется с необходимостью уплаты корпоративного налога в размере 20%. «Мы обсуждали с GACA, как они будут внедрять эти изменения». По его словам, развитие сектора является сложной задачей для GACA, действующей в одиночку. Развитие рынка требует сотрудничества со стороны различных министерств: транспорта, инвестиций, иностранных дел и внутренних дел, а также других организаций для поддержки текущих усилий GACA.

Бухари сказал, что создание комиссии поможет властям ускорить принятие решений. «GACA испытывает трудности с принятием всевозможных нормативных актов, касающихся занятости, управления персоналом и других областей. Чтобы их планы были эффективными, им необходимо сотрудничество всех сторон. Необходимо создать комитет, чтобы все могли сообща работать над достижением этой цели».

Сектор авиации общего назначения Королевства вступает в решающую фазу. В мае 2024 года на конференции «Будущее авиации» GACA представило свою дорожную карту в области авиации общего назначения, направленную на развитие сектора и его вклад в ВВП. Цель – десятикратный рост, достигающий к 2030 году $2 млрд, при одновременном создании 35000 рабочих мест.

Но очевидно, что приоритетом президента GACA Абдулазиза аль-Дуайледжа является сосредоточение внимания на регулярных воздушных перевозках, в то время как авиация общего назначения борется за свои позиции. В январе он был переизбран на второй срок, что редко случалось в последние десятилетия. Его предшественник, Абдулхади Альмансури, проработал на этом посту менее двух лет.

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе, Мохаммед Аль-Хурайси, ещё один заместитель генерального директора GACA, сказал, что дорожная карта открывает инвесторам, операторам, производителям и поставщикам услуг перспективы инвестирования в частную авиацию на сумму $2 млрд.

Поступило мало информации о планах создания инфраструктуры, включающей шесть новых аэропортов авиации общего назначения и девять новых частных терминалов (FBO), хотя два небольших аэропорта в настоящее время официально отнесены к объектам, предназначенным только для авиации общего назначения.

GACA назначило аэропорт Малхам (OESL), который с 2022 года принимает Всемирную выставку военной техники, проводимую раз в два года, одним из шести аэропортов авиации общего назначения, предназначенных для обслуживания частных рейсов в Эр-Рияд. Расположенный в 70 км к северу от столицы, он будет достаточно близко, чтобы бросить вызов вероятному доминированию международного аэропорта имени короля Салмана, который должен полностью заработать в 2030 году.

В дорожной карте указаны другие аэропорты, предназначенные только для авиации общего назначения, в Джидде (OEJN), аэропорту Неом-Бей (OENN). Мекка и Амала (без кодов ИКАО). Аэропорт Джубайль (OEJB), ранее называвшийся военно-морским аэропортом Джубайль, также был официально выбран GACA в качестве аэропортов авиации общего назначения.

В свое время также должны начать функционировать девять международных финансовых организаций, но на сегодняшний день обязательство Jetex по созданию центра в Международном аэропорту Красного моря (OERS) является единственной новой сделкой, о которой стало известно. Jetex ожидает, что центр в Красном море откроется позднее в этом году.

Адель Мардини, основатель и генеральный директор, сказал, что Jetex надеется сделать дальнейшие заявления о своем бизнесе в Саудовской Аравии до конца года. Действующие авиакомпании Jet Aviation и Saudia Private Aviation, как ожидается, продолжат доминировать на рынке, но многие считают, что настало время для усиления конкуренции на местах.

«Международная реакция на призыв GACA инвестировать в инфраструктуру бизнес-авиации Саудовской Аравии была сдержанно оптимистичной», - сказал Абдулла Альджавини, управляющий директор базирующейся в Эр-Рияде компании Dawli Aerospace.

«Это было отмечено растущим интересом, но столкнулось с трудностями регулирования и операционной деятельности, которые включали, например, доступ к рынку», - сказал он. «Тем не менее, инвесторы по-прежнему находятся на стадии исследования, проводят технико-экономические обоснования, формируют местные партнерства и ожидают более чёткой нормативно-правовой базы, прежде чем вкладывать капитал». Он добавил, что сектор деловой авиации Саудовской Аравии больше не является «закрытой жемчужиной». Сектор открывается для всего мира, а условия сотрудничества продолжают улучшаться. Стратегическая цель Саудовской Аравии – привлечь диверсифицированную базу местных и иностранных инвесторов.

Участники отрасли отмечают, что рынок восстанавливается после предыдущих трудностей, чему способствует рост активности частного сектора. Мохаммед Хусари, основатель и исполнительный президент UAS International Trip Support, заявил, что спрос на авиацию общего назначения и доверие к ней растут. «Операционные процессы значительно улучшились, особенно в том, что касается разрешений, слотов и координации. Государственные органы работают более эффективно, сроки выполнения заявок сократились, а операторы стали более последовательными и надёжными. Ключевые центры, такие как Эр-Рияд, Джидда и Неом, получают серьёзные инвестиции в инфраструктуру, и мы видим, что компании вкладывают больше средств в ТОиР, FBO и VIP-услуги», - сказал он.

«Я с большим оптимизмом смотрю на 2026 год и согласен с прогнозируемым двузначным ростом рынка. Мы увидим более активное участие международных операторов, рост спроса в региональных аэропортах, а также инвестиции в местные услуги. Надеемся, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы создаст ещё более привлекательную операционную среду».