VLJ или мини-турбопропы ?

Мировой финансовый кризис закономерно отразился на прогнозах развития авиакосмической отрасли ведущих стран мира. Так, американские авиационные власти скорректировали оценки пополнения парка гражданских воздушных судов на период 2010–2025 годов и отметили, что основные изменения связаны с поставками реактивных самолетов VLJ

Мировой финансовый кризис закономерно отразился на прогнозах развития авиакосмической отрасли ведущих стран мира. Так, американские авиационные власти скорректировали оценки пополнения парка гражданских воздушных судов на период 2010–2025 годов и отметили, что основные изменения связаны с поставками реактивных самолетов VLJ.

Переоценка производилась на основании результатов предыдущего года. Прогноз о том, что в 2008 году на рынок будет поставлено 400 VLJ, не оправдался. На практике их оказалась меньше в полтора раза — 262. Поэтому сейчас, когда в состоянии банкротства находится Eclipse — самый амбициозный проект по массовому выпуску VLJ, Федеральное управление гражданской авиации США называет уже более умеренные цифры: примерно 200 самолетов этой категории будут поставляться ежегодно в ближайшие два года. При этом FAA считает, что наблюдавшийся в предыдущие годы бурный интерес к проекту доступного реактивного самолета, позволивший собрать рекордное число заказов, в будущем, очевидно, стабилизируется на 270–300 самолетах в год.

Тем не менее, идею, которую отчасти удалось воплотить в жизнь компании Eclipse Aviation, продолжают реализовывать другие участники рынка. Так, почти после годового молчания, две компании — Sino Swearingen и Epic Aircraft — разработчики сверхлегких реактивных самолетов сообщили о результатах продвижения новых проектов. Напомним, что в прошлом году 80% акций корпорации Sino Swearingen Aircraft, создавшей реактивный семиместный самолет SJ30, были приобретены дубайской инвестиционной компанией Emivest Aerospace. И вот 30 мая 2009 года впервые взлетел в небо уже серийный экземпляр SJ30, который летом будет поставлен заказчику. Emivest рассчитывает в этом году поставить шесть машин. Но уже к концу 2010 года, за счет перевода части производства из Западной Виржинии в Сан-Антонио, где размещается центр окончательной сборки SJ30, объемы выпуска планируется увеличить до 45–50 летательных аппаратов в год.

Также этой весной компания Epic Aircraft подняла «на крыло» две новинки. В апреле совершил первый полет однодвигательный сверхлегкий реактивный самолет Epic Victory. Однако в условиях кризиса наблюдается смещение приоритетов от реактивной темы VLJ в сторону турбовинтовых машин.

Основные силы компании сейчас направлены не на двухдвигательный Elite Jet, а на продвижение одномоторных турбовинтовых шестиместных моделей Dynasty и LT. К тому же в семействе Epic появился еще один «младенец» — пятиместный турбовинтовой Escape, впервые поднявшийся в небо буквально за день до полета Victory. Традиционно все самолеты Epic, как реактивные, так и турбопропы, строятся из композитных материалов carbon fiber.

AeroJetStyle