Необходимо быть смелым

Именно сейчас самое время анонсировать новые модели бизнес-джетов. Редактор AINonline Чед Трответтер предположил, что можно ожидать от производителей, и какие новости он хотел бы от них услышать на NBAA 2011.

Отрасль деловой авиации растет, когда есть уверенность в завтрашнем дне, и застывает, когда ее нет. Уже третий год подряд мировая экономика находится под прессом различных проблем, и соответственно аналитики отмечают слабый уровень доверия со стороны бизнеса. Однако, несмотря на мрачный период, именно сейчас самое время производителям самолетов бизнес-авиации анонсировать новые модели, и выставка NBAA 2011 в Лас-Вегасе - лучшее место для таких заявлений.

Логика такого шага объясняется тем, что анонс новой модели сегодня подразумевает выход ее на рынок через несколько лет: при обновлении существующего самолета это около двух или трех лет, а при разработке с чистого листа все пять-семь лет. К этому времени экономика, скорее всего, будет себя чувствовать намного лучше, и именно тогда производителям будут нужны новые модели, чтобы конкурировать и побеждать на рынке.

Редактор портала AINonline Чед Трответтер предположил, что можно ожидать от шестерки основных производителей, и какие новости он хотел бы от них услышать на NBAA 2011.

Bombardier

Хотя Bombardier произвел настоящий фурор на NBAA 2010 со своими Global 7000 и Global 8000, компания должна двигаться дальше. Ее суперсредний Challenger 300, безусловно, созрел для обновления, а Challenger 605 нуждается в полной замене. И должен он это делать как можно скорее. Сейчас Bombardier занимается верхним сегментом линейки Learjet, развивая модель 85, но таким образом оказался заброшенным сегмент легких самолетов. Производитель должен либо идти ва-банк, анонсируя новые легкие самолеты, разработанные заново для замены Learjet 40/45 и 60, или просто прекратить производство этих моделей.

Cessna

В сегменте реактивных самолетов Cessna Aircraft направила все свои усилия на легкие и средние бизнес-джеты, и эта ставка, конечно, не окупилась в последние годы. С 2008 года эти два сегмента были довольно слабыми, не говоря уже о том, что в это же время пришел на рынок Embraer с парой легких самолетов (Phenom 100/300) и начал разработку средних Legacy 450/500. На NBAA Cessna должна, наконец, диверсифицировать свою продуктовую линейку в сторону верхнего сегмента, объявив о восстановлении разработки большого бизнес-джета, то есть Citation Columbus. Textron принял необдуманное решение, когда в 2009 году отказался от Columbus, и теперь настало время исправить эту ошибку. Он также должен сделать больше, чем продолжать обновление легких и средних самолетов. Cessna нуждается в абсолютно новом модельном ряду реактивных самолетов, которые смогут заменить только что объявленный М2 (по сути CJ1+), CJ2 +, CJ3 и CJ4, а также средние и суперсредние бизнес-джеты, которые должны придти на замену XLS +, Sovereign и X/Ten. Приятным моментом также станет анонс одно- или двухмоторного турбовинтового “убийцы” King Air.

Dassault

Если сказать по-простому, то на выставке NBAA компания Dassault должна официально объявить о суперсреднем Falcon 5X, более известном, как Falcon SMS, или она должна просто перестать говорить об этом проекте. Французский производитель уже в течение почти пяти лет упоминает SMS. И в течение последних трех лет Dassault постоянно намекал, что SMS близится к запуску, но пока намеков на это не видно. Компания также намекала на легкий Falcon 3X и ультрадальний Falcon 9X, но в настоящее время это также не более, чем мечты. Да, Falcon 7X является отличным самолетом, но настало время прекратить мечтать о последующих моделях и начать их делать.

Embraer

Бразильская компания Embraer впечатляюще ворвалась на рынок бизнес-авиации. Его легкие Phenom 100/300, суперсредние Legacy 600/650 и бизнес-лайнер Lineage 1000 уже эксплуатируются. И хотя у компании много хлопот с разработкой средних бизнес-джетов Legacy 450 и 500, она не должна останавливаться на достигнутом. Что явно отсутствует в ее продуктовой линейке, так это ультрадальний бизнес-джет. И производитель может быстро заполнить эту нишу, предлагая ультрадальний Lineage на основе семейства E-Jet (как, например, Lineage 1000), но с большим центральным кормовым топливным баком и новыми двигателями, который должен перекрыть дальность Lineage 1000 в 4500 миль.

Gulfstream

Gulfstream Aerospace, возможно, был самым смелым из производителей в условиях кризиса. Компания запустила и продолжает активную разработку своих новых проектов – суперсреднего G280 и флагмана G650. Эти самолеты уже находятся на сертификационных испытаниях, так что для компании настает время, чтобы сделать еще более высокие ставки. На NBAA Gulfstream должен анонсировать замену G450 и G550, заимствуя широкий фюзеляж от G650, но разработав с чистого листа крылья и установив новейшие экономичные двигатели. На верхнем сегменте Gulfstream должен противостоять компании Bombardier с ее проектами Global 7000/8000, запустив Gulfstream G750 и G850, соответственно с более дальней версией G650 и растянутой версией с еще большей дальностью - около 9000 морских миль.

Hawker Beechcraft

К сожалению, Hawker Beechcraft не имеет поддержки со стороны своих владельцев Goldman Sachs и Onex, чтобы сообщить что-нибудь отдаленно смелое на NBAA. Хотя ее материнская компания сидит на куче наличных денег, Hawker Beechcraft был оставлен на произвол судьбы в финансовом отношении. В итоге, слабость рынка легких и средних бизнес-джетов оказалась серьезным ударом для компании. Хоть Hawker Beechcraft продолжает обновление своих существующих моделей, но, учитывая его финансовое положение, никто не ожидает, что производитель сообщит о чем-нибудь интересном на шоу. Но если бы у компании действительно были бы деньги, то в первую очередь нуждается в новых свежих моделях линейка King Air, а именно двухмоторные турбовинтовые самолеты с приглаженными, разработанными с чистого листа, современными салонами. А такие модели сейчас возможно разработать только благодаря системе автоматизированного проектирования, применению легких композитных материалов и экономичных двигателей. Самолеты Hawker 400 и Hawker 750/900XP также должны подвергнуться подобному превращению.

NBAA 2011 станет определяющим моментом для производителей. Те, кто предпочитают «сыграть в азартные игры» в Лас-Вегасе, анонсировав новые смелые модели, в будущем будут вознаграждены, те же, кто будет сидеть в сторонке, будут потом ломать головы, почему они не могут продать самолеты в то время, когда наблюдается подъем на рынке бизнес-авиации. Другими словами, производители бизнес-джетов должны быть смелыми или просто сидеть дома.