В России появился новый класс воздушного пространства для беспилотников

В России появился новый класс воздушного пространства H («эйч»), предназначенный специально для полетов беспилотных воздушных судов (БВС). Постановление о внесении соответствующих изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

H стал четвертым классом в воздушном пространстве России – до сих пор в нем были классы A, С и G. Установить отдельный класс воздушного пространства для упрощения выполнения полетов БВС поручил Президент Российской Федерации Владимир Путин по итогам совещания по развитию беспилотных авиационных систем, состоявшегося 28 января 2025 года.

«Во исполнение поручений президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина председатель Правительства Михаил Владимирович Мишустин подписал постановление о введении совершенно нового класса воздушного пространства «H» для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов. Наша страна стала одной из немногих, кто утвердил у себя отдельный класс воздушного пространства для беспилотников – отметил заместитель председателя Правительства Виталий Савельев. – Это действительно важный шаг, который позволит повысить интеграцию беспилотных авиационных систем в воздушное пространство и упростит их эксплуатацию в условиях постоянно растущего спроса на использование в различных отраслях. Масштабная работа, проведенная Минтрансом России и Росавиацией по нормативному регулированию отрасли, продолжается. Мы постоянно анализируем правоприменительную практику использования беспилотных воздушных судов и ведём работу по точечной донастройке этого направления».

Структура воздушного пространства с учетом использования беспилотников

«Беспилотные воздушные суда всё активнее внедряются в экономику России, ее транспортную систему — в первой половине года количество полетов БВС выросло на 26%. Законодательное закрепление в воздушном пространстве отдельного класса для беспилотников — важный шаг для будущего всего воздушного транспорта России. Это позволит развиваться сегменту гражданских дронов, наращивать их использование безопасно, с учетом интересов пилотируемой авиации. Над формированием принципов функционировании класса H, чтобы нивелировать риски для безопасности полетов, трудились ведущие эксперты отрасли — благодарю каждого за работу в интересах отечественной гражданской авиации», – отметил министр транспорта РФ Андрей Никитин.

Принципы формирования нового класса H предварительно обсуждались с сообществом беспилотной авиации, операторами коммерческого воздушного транспорта, представителями авиационных работ, эксплуатантами авиации общего назначения и сверхлегкой авиации.

Главное:

  • Класс Н охватывает:

  1. воздушное пространство от 0 до 150 метров от земной (водной) поверхности с максимально упрощенным порядком использования в нем БВС взлетной массой до 30 кг;
  2. специальные маршруты для БВС, до высоты 3050 метров, на которых предусмотрен разрешительный упрощенный порядок использования воздушного пространства.

  • Закреплены требования по оборудованию БВС аэронавигационными и бортовыми огнями предотвращения столкновений (проблесковыми маячками), оборудованием навигации, линий управления беспилотными авиационными системами и контроля за ними.
  •  Пилотируемым воздушным судам, использующим правила визуальных полетов, разрешается пересекать маршруты полетов для БВС.
  •  Росавиация будет публиковать информацию о маршрутах полетов для БВС и условия их использования в Сборнике аэронавигационной информации России.

В чем дополнительные новшества:

  1. Организация полетов: план полетов не нужен на высотах до 150 метров при визуальной видимости для малых беспилотников (максимальным взлетным весом до 30 кг).
  2. Логистические перевозки: коридоры для полетов беспилотников от точки до точки устанавливаются заблаговременно. Срок подачи плана полетов в ближайшей перспективе сократится до 1-2 часов. При этом, обеспечивается безопасность для других участников воздушного движения (авиация общего назначения, вертолеты).

«Команда Минтранса и Росавиации через совершенствование вопросов использования воздушного пространства обеспечивает развитие сферы беспилотной авиации и расширяет возможности гражданских дронов для выполнения всё большего числа услуг в интересах экономики нашей страны. Появление класса H повысит масштабы использования этих летательных аппаратов, так как регулярность их полетов теперь может существенно вырасти, а цена летного часа снизиться. Перед маркетплейсами открывается возможность для эффективного внедрения дронов в свою логистику. А у провайдеров услуг беспилотного мониторинга, к примеру, трубопроводов, повысится конкурентоспособность по отношению к традиционным авиационным компаниям», – прокомментировал руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.