Вторичным рынком правит «кэш»

Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и за первый квартал 2012 года

 

Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и за первый квартал 2012 года.

По сравнению с мартом 2011 года, в марте 2012 года относительное количество выставленных на продажу воздушных судов во всех сегмента рынка снизилось. Тем не менее, в настоящее время относительный уровень продающихся бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов по-прежнему выше, чем рекордные показатели вторичного рынка докризисной эпохи.

Количество сделок купли-продажи бизнес-джетов с начала года увеличилось на 5,9% по сравнению с тем же периодом 2011 года. Продажи в остальных сегментах вторичного рынка – турбовинтовые самолеты, газотурбинные и поршневые вертолеты – снизились соответственно на 5,4%, 14,5% и 19,5%.

Средняя выставляемая цена подержанных бизнес-джетов, турбопропов и газотурбинных вертолетов по сравнению с прошлым годом увеличилась, причем в двух последних категориях темп роста исчисляется двухзначными числами (7,8%, 11,8% и 16,4%). А вот поршневые вертолеты потеряли в цене 2,2%.

Среди всех сегментов вторичного рынка, пока только бизнес-джеты показывают стабильное положительное улучшение всех показателей. В других сегментах такого пока еще не наблюдается.

Статистика выставленных на продажу подержанных бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов с марта 2005 по март 2012 года показывает, что уровень продаваемых самолетов продолжает снижаться. Тем не менее, сравнение четырех докризисных лет (с марта 2005 г. по март 2008 года) с четырьмя кризисными годами (март 2009 г. - март 2012 года) не в пользу нынешнего состояния вторичного рынка: в среднем, современный уровень выставленных на продажу самолетов в сегменте бизнес-джетов превышен относительно докризисного уровня на 1000 машин, а турбовинтовых самолетов - на более чем 350.

Обзор текущего состояния вторичного рынка бизнес-джетов по возрасту показывает, что 51% - это самолеты моложе 20 лет и 49% - старше 21 года. В марте 2007 года подержанные бизнес-джеты моложе 20 лет составляли 36% всех предложений и 64% - старше 21 года. Причем наибольшее увеличение доли продаваемых бизнес-джетов наблюдается в возрасте 11-20 лет.

Обзор современного вторичного рынка турбовинтовых самолетов по возрасту показывает, что 35% воздушных судов моложе 20 лет, и 65% - старше 21 года. В марте 2007 года эти показатели находились на уровне 27% для самолетов моложе 20 лет и 73% - старше 21 года. Наибольший прирост продаваемых самолетов пришелся на возрастную группу старше 30 лет.

Нет сомнений, что недостаток финансирования отрицательно сказался на рынке вертолетов и деловой авиации. И из-за этого в течение 2012 года еще достаточно много воздушных судов будут продаваться по очень доступным ценам.

В период с 2000 года по сентябрь 2008 года количество сделок с привлечением кредитных средств и при оплате наличными были примерно одинаково. С началом экономического кризиса в конце 2008 года покупатели стали ощущать недостаток финансирования, в результате чего к первому кварталу 2012 года лишь 19% покупок в сегменте бизнес-джетов совершалось с привлечением заемных средств.