Победители и проигравшие


Из 89 самолетов, которые будут представлены на статической стоянке NBAA-2013, 34 представляют суперсредний и крупноразмерный сегмент и 23 – легкие и средние бизнес-джеты

В последнее время производители бизнес-джетов довольно часто радуют нас новинками. Однако эти самолеты, как разработанные с чистого листа, так и представляющие собой обновление известных бизнес-джетов, представляют верхний сегмент. И эта ситуация резко контрастирует с докризисным расцветом проектов сверхлегких бизнес-джетов. 

А разница между тем временем и сегодняшними днями состоит в том, что, по всей видимости, отрасль  очень хорошо осведомлена о фактическом положении дел, которое скрывается за глянцевыми буклетами. И это состояние не настолько хорошо, как может показаться при взгляде на внешние признаки.  Так что предстоящая выставка бизнес-авиации в Лас-Вегасе поделит рынок бизнес-джетов на победителей и проигравших. Однако делать прогнозы такого разделения на методиках рационального мышления все-таки не стоит.

В нынешней популярности ультрадальних и крупногабаритных бизнес-джетов, а также самолетов суперсреднего класса, на самом деле нет ничего сверхъестественного, так как такие воздушные суда и до финансового кризиса хорошо раскупались. Но в кризисные годы удача отвернулась от джетов нижнего ценового сегмента, и на этом фоне стабильность больших самолетов стала выглядеть успехом. Ведь легкие и средние бизнес-джеты имели значительную долю продаж на североамериканском рынке, но экономический удар 2008 года пришелся как раз по целевой аудитории этого сегмента – среднему и малому бизнесу.

Также среди теорий, объясняющих этот поведенческий сдвиг, есть и такие как реакция общества против «жирных котов» на бизнес-джетах, избыток имеющихся самолетов на вторичном рынке и общая неуверенность в перспективах глобальной экономики.

А прогнозы развития отрасли, которые обещают полный разворот отрасли к восстановлению в 2014 году, по-прежнему основываются – как и чаяния игрока в Вегасе – больше на вере, чем на достоверных данных. Стандартные методики, которые использовались аналитиками еще до финансового кризиса 2008 года, предполагают, что полное восстановление рынка уже должно идти полным ходом. Тем не менее, общие продажи в этом году бизнес-джетов начального уровня Embraer Phenom 100 и Cessna Mustang еще не могут сравняться с поставками только одного представителя верхнего сегмента – Gulfstream G550. И это не может считаться сбалансированным рынком.

Хорошей новостью для «малышей» является то, что промышленность адаптируется. Эпоха трехлетнего застоя заказов, кажется, прошла, а с ней и ситуация, когда клиенты ожидали своей конфигурации интерьера месяцы или даже годы. В настоящее время большинство производителей готовы подготовить легкий или средний джет всего за три недели. Это небольшой шаг, но указывает на изменения, которые были необходимы для выживания.

А как будет себя чувствовать «выводок» новых бизнес-джетов нижнего сегмента в течение ближайших нескольких лет, по-прежнему остается только догадываться. Но складывается впечатление, что сейчас слишком много новых проектов и слишком мало надежных клиентов. Как вариант для этого сегмента отрасли – это популяризация такого типа самолетов на развивающихся рынках (которые пока смотрят в сторону больших бизнес-джетов). 

Для справки: из 89 самолетов, которые будут представлены на статической стоянке NBAA-2013, 34 представляют суперсредний и крупноразмерный сегмент и 23 – легкие и средние бизнес-джеты.

По материалам Flightglobal