Ренессанс турбовинтовых самолетов бизнес-авиации

Усилиями производителей были созданы модернизированные одно- и двухмоторные модели, воскресившие интерес к этому сегменту бизнес-авиации.

Развитие рынка турбовинтовых самолетов деловой авиации существенно затормозилось после запуска в серийное производство бизнес-джетов, значительно превосходящих по техническим характеристикам своих «старших братьев». Реактивные самолеты выгодно отличаются от турбопропов высокой маневренностью и легкостью в управлении, более современным дизайном и меньшими затратами на техобслуживание.

Усилиями производителей были созданы модернизированные одно- и двухмоторные модели, воскресившие интерес к этому сегменту бизнес-авиации. Благодаря улучшенному дизайну, усовершенствованным двигателям и системам бортовой электроники, новые турбопропы стали более маневренными, экономичными и привлекательными, что привело к резкому возрастанию спроса на этот вид воздушных транспортных средств.

Появление на авиационном рынке новых игроков – сверхлегких персональных бизнес-джетов – может изменить общий исход соревнования между турбовинтовыми и реактивными самолетами в пользу последних. Но производственные конгломераты не прекращают работу над  дальнейшим усовершенствованием одно- и двухмоторных турбовинтовых самолетов: не менее семи совершенно новых моделей турбопропов уже находятся на этапе летных испытаний, еще три – на стадии предполетного проектирования и одна на начальной стадии разработки.

Сейчас трудно спрогнозировать, насколько прочно турбовинтовые самолеты закрепят свои позиции в сегменте бизнес-авиации, но уже ни у кого не вызывает сомнений, что они будут достаточно продолжительное время оставаться весомыми игроками на международном рынке.

В отличие от бизнес-джетов, которые традиционно классифицируются в зависимости от их максимальной взлетной массы, турбовинтовые самолеты рассматриваются, как единая категория, без каких-либо дополнительных разделений на классы или подтипы.

Уже эксплуатируемые турбовинтовые самолеты

Компания Cessna Aircraft (США): Caravan 208-675 и Grand Caravan 208B

Самыми старшими из всех существующих урбопропов считаются модели Caravan и Grand Caravan, выпуск которых начался около 25 лет назад. Сейчас их количество исчисляется тысячами единиц. Позиции компании Cessna Aircraft в этом сегменте заметно усилились после того, как американская почтовая служба FedEx Corporation выбрала именно ее турбовинтовые самолеты для осуществления воздушных перевозок.

В салоне Caravan 208-675 помещается до девяти пассажиров плюс пилот. Удлиненный фюзеляж Grand Caravan 208B располагает более просторной кабиной, которая вмещает на несколько человек больше.

Каждый самолет оборудован одним 675-сильным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-114A. В стандартной комплектации Caravan развивает крейсерскую скорость 344 км/ч. Аналогичная характеристика более тяжелой модели Grand Caravan меньше лишь на 7,4 км/ч. При полной заправке топливом Caravan может взять на борт 400 кг полезной нагрузки, а Grand Caravan – 590 кг, что существенно повышает его востребованность.

Компания Cessna Aircraft тесно сотрудничает с дизайнерским бюро Yingling Aircraft, разрабатывающим интерьер для обеих моделей Caravan в комплектации «бизнес-класс». Несмотря на то, что оборудование самолета салоном с повышенным уровнем комфорта оплачивается дополнительно, эту опцию довольно часто заказывают как частные владельцы, так и корпоративные перевозчики.

Среди главных технологических новшеств в развитии турбопропов Cessna необходимо  отметить установку на бортах Grand Caravan 208B интегрированной системы авионики Garmin G1000, которая уже прошла период апробации на сверхлегком бизнес-джете Citation Mustang.

В полной комплектации самолет Caravan 208-675 стоит около $1,8 миллиона, а Grand Caravan 208B – на  $50 тысяч дороже.

Компания EXTRA AIRCRAFT (США, Германия): EA-500

Небольшой одномоторный EA-500 от компании Extra Aircraft – один из наиболее инновационных турбовинтовых самолетов: крейсерская скорость – 426 км/ч, герметичная кабина и двигатель Rolls-Royce 250-B17F/2 мощностью 450 лошадиных сил.

Это самый экономичный из всех одномоторных турбопропов: одной заправки топливом (553 кг) достаточно, чтобы EA-500 преодолел расстояние в 2 960 км. Единственный недостаток модели – малая полезная нагрузка (всего 216 кг). Но без полной заправки на небольшие растояния на борт самолета можно взять до 6 человек. 

Стоимость EA-500 составляет около $1,3 миллиона.

Компания HAWKER BEECHCRAFT (США):

King Air C90GT

После целого ряда инновационных доработок модель 40-летней давности превратилась в King Air C90GT. Пожалуй, единственное, что осталось нетронутым после множества преобразований – это высокая 6-местная кабина овальной формы.

Приставка «GT» появилась после того, как на крыльях самолета были установлены два 550-сильных турбовинтовых двигателя PT6A-135A с 4-х лопастными пропеллерами. Учитывая, что прежние двигатели PT6A-21 имели такую же производительность, напрашивается вопрос: так в чем же разница? На самом деле новые моторы 135A при резком старте развивают мощность до 750 лошадиных сил, что положительно сказывается на скорости взлета и наборе высоты без ущерба для дальности полета.

Но наиболее ощутимое различие – в максимальной крейсерской скорости, которая достигает 500 км/ч. При полной заправке (1167 кг) самолет может пролететь 1 850 км с полезной нагрузкой до 200 кг. Турбопроп C90GT укомплектован системой авионики Collins Pro Line с цифровым дисплеем EFIS 84.

Приблизительная цена этого самолета – $2,9 миллиона.

Сегодня усилия компании Hawker Beechcraft направлены не столько на King Air C90GT, сколько на его обновленную версию – C90GTi, оснащенную самым современным комплексом бортовой электроники Pro Line 21 от фирмы Collins.

King Air B200

Турбопроп King Air B200 отличается от предыдущих моделей удлиненной кабиной, усиленным корпусом, более мощными двигателями PT6A-42 (850 лошадиных сил каждый) и большей вместительностью (до 8 пассажиров).

Многие перевозчики выбирают этот самолета из-за его высокой крейсерской  скорости – 535 км/ч и большой дальности полета – 2 960 км.  Конечно, при полной заправке полезная нагрузка уменьшается до скромных 111 кг. Но учитывая, что самолет предназначен в основном для деловых поездок, а его максимальная нагрузка равна 1 633 кг, пилоту не составит труда скомпоновать объем груза и топлива в такой пропорции, чтобы преодолеть расстояние в 1 850 км.

King Air B200 можно приобрести в среднем за $5 миллионов.

King Air B200GT

Новый турбовинтовой самолет B200GT отличается от своего предшественника более мощной силовой установкой, обеспечивающей увеличение показателей ускорения, подъемной тяги и крейсерской скорости (565 км/ч). Установленные на судне двигатели PT6A-60A были позаимствованы у 350-й модели King Air и вырабатывают по 1 050 лошадиных сил каждый.

Стоит отметить, что благодаря новым двигателям, повышение скорости и подъемной тяги никак не отразилось на дальности полета. Более того, для новой модели собираются повысить потолок, который в данный момент составляет 3 000 м.

King Air 350

King Air 350 может похвастаться практически всеми достоинствами своих «собратьев» – скорость 555 км/ч, прочный корпус, высокий салон, пассажировместимость до 10 человек, в зависимости от конфигурации.

Установленная на его крыльях пара двигателей PT6A-60A мощностью 1 050 лошадиных сил позволяет самолету преодолевать до 2775 км при дополнительной нагрузке в 725 кг. При дальности полета не более  1850 км  допустимая дополнительная нагрузка увеличивается до 1300 кг. Турбопроп King Air 350 оборудован самой современной системой бортовой электроники Collins Pro Line 21.

Благодаря высоким техническим характеристикам и достаточно конкурентной стоимости ($8,1 миллиона) этот самолет остается одним из лидеров продаж на рынке деловой авиации.

Компания PIAGGIO AERO INDUSTRIES (Италия): P-180 Avanti II

Если раньше в борьбе между легкими реактивными и турбовинтовыми самолетами последние проигрывали в основном из-за скромных летных качеств, то с появлением в мае 2007 года турбопропа P-180 Avanti II ситуация резко изменилась в противоположную сторону.

Суммарная мощность новых двигателей PT6A-66B, установленных на этом самолете, составляет 1 700 лошадиных сил, при этом максимальная крейсерская скорость достигает рекордной отметки – 744 км/ч на высоте
9 000 м.

Турбопроп P-180 может пролететь без дозаправки от 1 850 до 2 780 км. Практический потолок – 12 500 м, что на 3 000 м больше, чем может себе позволить любой другой турбовинтовой самолет.

Кроме выдающихся технических характеристик, этот самолет отличается оригинальным внешним дизайном: дополнительные носовые крылья, напоминающие утиный нос, необычное расположение толкающих винтов, прикрепленных к двигателю не спереди, а сзади.

Салон P-180 Avanti II вмещает от 6 до 8 пассажиров. Овальный алюминиевый корпус самолета просторный и комфортабельный. Касательно бортового электрооборудования, этот турбопроп ничем не хуже своих реактивных конкурентов, так как оснащен новейшим комплексом авионики Pro Line 21 от компании Collins.

Цена Piaggio P-180 Avanti II – $6,4 миллиона.

Компания PILATUS (Швейцария): PC-12

Одномоторный турбопроп PC-12 считается своего рода «внедорожником», как один из самых надежных и производительных. Двигатель PT6A-67P от компании Pratt & Whitney Canada имеет мощность 1 200 лошадиных сил и обеспечивает возможность развития максимальной крейсерской скорости до 520 км/ч. Полезная нагрузка PC-12 – 455 кг. Дальность полета 2 780 км при полной загрузке. Практический потолок – 9 000 м.

Кабина пилота спроектирована компанией BMW и оснащена высокотехнологичной системой авионики Primus Apex от компании Honeywell International. Конструкция самолета обладает одним весомым практическим преимуществом: на левом боку фюзеляжа расположена широкая грузовая (она же пассажирская) дверь, специально рассчитанная на погрузку габаритного багажа.

При стоимости $4 миллиона PC-12 пользуется постоянным спросом, как среди частных пилотов, так и среди корпоративных перевозчиков.

Компания PIPER AIRCRAFT (США): Meridian

На протяжении последних десяти лет турбопроп Meridian оставался важным игроком на рынке современных турбовинтовых самолетов, несмотря на то, что он является пока единственным представителем Piper Aircraft в своей категории.

С шестью пассажирами на борту этот самолет способен пролететь без дозаправки 1 850 км на максимальной крейсерской скорости 480 км/ч, что является оптимальным сочетанием дальности и пассажировместимости для региональных деловых перевозок. Meridian популярен тем, что он очень прост и удобен в управлении.

Стоимость – $1,9 миллиона.

Компания EADS SOCATA (Франция): TBM 850

Одномоторный турбовинтовой самолет TBM 850 – это основательно доработанная и усовершенствованная версия модели более раннего турбопропа TBM 700 от компании EADS Socata. Разработчики решили значительно улучшить летно-технические характеристики этого самолета.

Номинальная мощность нового турбовинтового двигателя PT6A-66D, установленного на  TBM 850, составляет 700 лошадиных сил, однако на практике он может развивать ее до отметки в 850 л.с. За счет этого крейсерская скорость самолета достигает 583 км/ч, что вполне приемлемо для класса одномоторных турбопропов.

Салон TBM 850 рассчитан на семерых пассажиров, при этом дальность полета составляет 2035 км. Этот показатель можно увеличить до 2405 км, если самолет полностью заправить и ограничить полезную нагрузку 295 килограммами.

Компания Socata сообщила, что планирует в дальнейшем оснастить новый TBM 850 популярной среди владельцев поршневых и турбовинтовых самолетов системой авионики Garmin G1000.

Если вы решите приобрести это судно уже сегодня, вам придется приготовить сумму в $2,8 миллиона.

Компания QUEST AIRCRAFT (США): Kodiak

Турбопроп Kodiak – незаменимый самолет в условиях так называемого «авиационного бездорожья». Он легко садится и взлетает с коротких (не более 215 м), даже не имеющих специального покрытия, взлетно-посадочных полос.

По мнению специалистов, в скором будущем Kodiak может заменить знаменитые «рабочие лошадки» марки Otter и Beaver, прекрасно приспособленные к плохим условиям взлета и посадки. 750 лошадиных сил, вырабатываемых единственным двигателем PT6A-34, вполне достаточно, чтобы на максимальной крейсерской скорости 350 км/ч преодолеть расстояние в 2315 км с 455 кг полезного грузана борту. Важная характеристика Kodiak – это длина разбега при взлете и посадке – всего 213 м.

Салон самолета достаточно просторен для сравнительно большой пассажировместимости – до 10 человек. Для многих владельцев судно с такими летно-техническими данными станет очень выгодным приобретением всего за $1,45 миллиона.

Турбовинтовые самолеты на стадии летных испытаний

Компания EPIC AIRCRAFT: Dynasty

Человеку, нуждающемуся в собственном самолете исключительно для собственных деловых и частных поездок, для чего совсем не нужно 10 пассажирских кресел в салоне, стоит задуматься о приобретении 6-местного турбопропа Epic Dynasty. Этот одномоторный турбовинтовой самолет с фюзеляжем из композитных материалов порадует своего хозяина высокой скоростью (630 км/ч) и большой дальностью полета (2710 км), которые можно сравнить с аналогичными параметрами сверхлегких бизнес-джетов. Полезная нагрузка составляет 435 кг.

Ожидается, что самолет Dynasty пройдет сертификацию во второй половине 2008 года, после чего его можно будет приобрести по ориентировочной цене $1,95 миллиона.

Компания FARNBOROUGH AIRCRAFT (Англия): F1 Kestrel

Этот одномоторный самолет смог бы давно уже стать весомым игроком в конкурентной борьбе турбопропов, если бы не затянувшаяся сертификация. Kestrel находится на стадии летных испытаний с 2006 года, однако дата его сертификации была перенесена с 2008 на 2010 год.

Гордость F1 Kestrel - его единственный мотор PT6A-67P, мощность которого достигает рекордной отметки в 1 700 лошадиных сил, что обеспечивает возможность развития максимальной крейсерской скорости до 650 км/ч – результат, достойный реактивного самолета. Впрочем, дальность полета также приравнивается к показателям сверхлегких бизнес-джетов и составляет 2 780 км.

Фюзеляж самолета характеризуется высоким уровнем прочности и выносливости, так как изготовлен из современных композитных материалов. Инженеры компании Farnborough Aircraft также планируют увеличить внутренне пространство корпуса F1 Kestrel и оснастить его современной системой бортовой электроники.

После прохождения сертификации, стоимость этого турбопропа составит около $2,2 миллиона.

Компания National Aerospace Laboratories (Индия): Saras

Индийская авиастроительная компания National Aerospace Laboratories разработала региональный 16-местный двухмоторный турбопроп Saras. На данный момент проходят испытания второго прототипа этого самолета на испытательном аэродроме в Бангалоре (Индия), где находится штаб-квартира компании-производителя.

По аналогии с итальянским P-180 Avanti II у толкающие винты Saras расположены позади двигателя, однако нет дополнительных носовых или передних поддерживающих крыльев. Из-за того, что два двигатели PT6A-67A (мощностью 600 лошадиных сил каждый) закреплены не на крыльях, а в хвостовой части фюзеляжа, индийский турбовинтовой самолет сильно напоминает современный бизнес-джет.

Как сообщают разработчики, Saras сможет осуществлять полеты на расстояние до 1480 км на максимальной крейсерской скорости 555 км/ч.

Ожидается, что индийский турбопроп пройдет сертификацию в 2009 году.

Турбовинтовые самолеты на стадии разработки

Компания EVEKTOR (Чехия): EV-55 Outback

Чешская компания Evektor разрабатывает новый утилитарный двухмоторный турбопроп с негерметичной кабиной EV-55 Outback. По замыслу производителя, эта машина сможет похвастаться современной аэродинамической конструкцией, парой 536-сильных двигателей PT6A-21 и новейшей бортовой электроникой. Самолет сможет развивать скорость до 405 км/ч при полезной нагрузке в 320 кг. Дальность полета – 2 222 км.

Судно будет производиться в нескольких конфигурациях: полностью пассажирский, полностью грузовой, комбинированный и амфибия.

На 2008 год запланирован первый полет нового EV-55 Outback, а после сертификации, намеченной на 2010 год, его можно будет приобрести по цене около $1,7 миллиона.

Компания UTILICRAFT AEROSPACE INDUSTRIES (США):
FF1080-300ER

Разработка компании Utilicraft Aerospace Industries сможет 12 часов летать без посадки на средней крейсерской скорости 465 км/ч.
Оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями PW150 мощностью 5 000 лошадиных сил каждый самолет FF1080-300ER сможет развивать скорость 520 км/ч и при полной загрузке преодолевать расстояние в 5 925 км. Также впечатляет грузоподъемность новой модели – 9 060 кг (общая максимальная  взлетная масса – 37 960 кг).

Изначально производитель планировал создать исключительно грузовое судно, но затем возникла идея о возможности его переквалификации в пассажирский дальнемагистральный лайнер бизнес-класса. Большинство обозревателей полагают, что скорее всего эта машина будет использоваться по прямому назначению. Ведь перевозить пассажиров можно и в других самолетах, а транспортировать 10 тонн груза на расстояние в 2 220 км сможет далеко не каждый турбопроп.

На данный момент пока неизвестна ни дата сертификации, ни будущая цена этого уникального самолета.

Источник: Privat.aero