О ценах на вторичном рынке можно только гадать

По мнению Джея Месингера, генерального директора и основателя Mesinger Jet Sales, международной брокерской компании по продаже самолетов, может потребоваться пара месяцев 2023 года, чтобы получить более четкое представление о том, что ждет впереди вторичный рынок деловых самолетов.

Если не считать типичных случаев закрытия сделок в последнюю минуту в конце года, в прошедшем году было меньше паники и безумия по сравнению с последними двумя годами. По мнению Месингера, возможно это было из-за меньшего предложения и немного меньшего спроса.

В 2020 году все пытались понять, что означает пандемия и вряд ли кто-либо мог предсказать, что произойдет дальше. Беспрецедентный спрос со стороны новых покупателей истощил поставки самолетов и привел к невиданной ранее динамике спроса и предложения. В некоторых случаях цены увеличивались на 10% в месяц, а справедливые и сбалансированные процессы сделок исчезли.

В 2020 году в США действовала 100-процентная бонусная амортизация, а к четвертому кварталу люди уже опасались рейсов на коммерческих авиалиниях. Никто не хотел летать на рейсах с толпой и никто не хотел лететь через аэропорты, чтобы заразиться вирусом.

Поэтому они начали обращаться к чартерам на деловых самолетах, долевому и полному владению. Для многих авиаброкеров тот год оказался лучшим годом продаж. По словам Джея Месингера, был большой выбор, и цены все еще немного отставали от предыдущего года или двух, когда предложение было выше, а спрос немного ниже.

Для тех, кто купил в четвертом квартале 2020 года, нравился сбалансированный процесс сделки. Предварительные покупки были нормой. Пандемический спрос, низкое предложение и более высокие цены еще не сказались на вторичном рынке.

«В то время мы продали пару хорошо оснащенных Bombardier Challenger 604, имеющих небольшой налет. Их стоимость была в диапазоне от $5-6 млн», - говорит Месингер. «Затем, в течение следующего квартала, цены на Challenger 604 того же года выпуска, но, скорее всего, с большим налетом, меньшим количеством оборудования и более слабой родословной, выросли до диапазона $8-9 млн».

«Любой, кто помнил эту цену в $5 млн, испытал сильную душевную боль из-за новой цены. Особенно, когда вы соединили это с тем фактом, что то, за что вы платили, больше не было того же качества и, вероятно, допускало гораздо меньше должной осмотрительности со стороны продавца», - полагает он.

Людям, которые знали вторичный рынок до пандемии, было очень трудно принять цены, ставшие обычными в следующем году. Платить 30 или более процентов за меньшее количество самолета по многим направлениям было горькой пилюлей.

В настоящее время большая часть отрасли не ожидает, что цены вернутся к допандемийному уровню. Но с учетом того, что в 2023 году, скорее всего, будет больше предложения, должен произойти возврат более сбалансированным сделкам. Это включает в себя больше переговоров о цене с учетом остаточной стоимости, а также более справедливый процесс комплексной экспертизы, разрешенной продавцом.

«До тех пор, пока будет иметь место лучший выбор и более нормальные процессы сделок, 2023 год будет возвращением лучшего отношения к тому, что станет текущим, нормальным ценообразованием, и должен стать отличным годом для всех нас — авиационных брокеров, покупателей и продавцов», - заключает Джей Месингер.

Источник: AIN