Honeywell: рынок стабилен

В 32-м ежегодном докладе Honeywell Global Business Aviation Outlook в период с 2024 по 2033 годы прогнозируется поставка до 8500 новых бизнес-джетов на сумму $278 млрд, что соответствует тому же 10-летнему прогнозу, сделанному год назад.

В этом году опрошенные операторы деловой авиации сообщили о более высоких пятилетних планах закупок новых самолетов, на два процентных пункта выше, чем год назад. Тем не менее, в опросе 2023 года темпы расширения парков почти утроились по сравнению со средним показателем за десятилетие, предшествовавшее 2020 году. Намерения респондентов, согласуются с тем, о чем производители сообщили инвесторам во втором квартале, — увеличение темпов поставок в первой половине 2023 года, что еще больше согласуется с усилиями отрасли по наращиванию производства в ответ на рекордно длительные сроки поставок.

Хит Патрик, президент отдела послепродажного обслуживания Honeywell Aerospace: «Наша отрасль находится на подъеме. Операторы демонстрируют уверенность в планах расширения своего парка более быстрыми темпами, чем когда-либо за предыдущее десятилетие. Примечательно, что мы воодушевлены недавними заявлениями долевых операторов о своем намерении приобрести несколько сотен новых самолетов, в том числе самолетов среднего и суперсреднего размера с двигателями Honeywell HTF».

По словам Патрика, также наблюдается положительный сдвиг в сторону устойчивого развития, поскольку операторы стремятся сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, в течение следующих 10 лет новые пользователи в бизнес-авиации увеличат спрос на 500 самолетов и увеличат количество рейсов на 6%. Это, наряду с ожидаемым двузначным ростом поставок турбовентиляторных самолетов в 2023 и 2024 годах, показывает стремление отрасли удовлетворить растущий спрос.

Основные выводы исследования Honeywell Global Business Aviation Outlook на 2023 год включают:

  • Ожидается, что поставки новых бизнес-джетов в 2024 году будут на 10% выше, чем в 2023 году. Ожидается, что их общая стоимость вырастет на 13%.
  • Пятилетние планы покупки новых бизнес-джетов выросли на два процентных пункта по сравнению с прошлогодним опросом; это превышает уровень 2019 года и эквивалентно 19% текущего парка.
  • Пополнение флота увеличивается третий год подряд, превысив 3% от общего парка.
  • По прогнозам, поставки новых самолетов и расходы в течение следующего десятилетия будут расти в среднем на 2% в год, что соответствует ожидаемому долгосрочному экономическому росту во всем мире.
  • Почти две трети опрошенных полагают, что в 2024 году они будут летать столько же, сколько в 2023 году; 29% планируют летать больше, и только 7% планируют летать меньше.
  • Ожидается, что в ближайшие пять лет на большие, дальние и сверхдальние самолеты придется около 69% всех расходов на новые бизнес-джеты.
  • 4% опрошенных эксплуатантов планируют утилизировать самолет без замены, что вдвое превышает показатель, полученный в 2022 году; большинство из них ссылаются на вывод из эксплуатации или смерть владельца самолета.

Устойчивое развитие в бизнес-авиации

Honeywell стремится к 2035 году достичь углеродной нейтральности в своих операциях и объектах, а также обеспечить устойчивое развитие авиации с помощью широкого спектра готовых решений, которые будут способствовать более экологичному будущему отрасли. В опросе этого года, который проводится уже третий год подряд, имеется специальный раздел, посвященный текущим и будущим планам операторов по сокращению выбросов углекислого газа во время эксплуатации.

  • Почти 60% опрошенных в этом году операторов сообщают, что в настоящее время внедряют по крайней мере один метод сокращения выбросов углекислого газа, что на 10 процентных пунктов превышает результаты прошлогоднего опроса.
  • Наиболее часто упоминаемый современный метод снижения выбросов углекислого газа — это «меньшее количество полетов на частных самолетах в пользу коммерческих полетов» (31%), за которым следует «более низкая крейсерская скорость» (18%).
  • 67% операторов планируют либо принять, либо усовершенствовать методы для более экологически безопасной деятельности в будущем, а 40% называют SAF наиболее распространенным способом достижения этой цели.
  • Оставшимся 33% участников опроса был задан вопрос, что заставит их принять какие-либо методы для обеспечения устойчивости в будущем, и 65% этих операторов назвали экономические стимулы, такие как налоговые льготы или экономия на эксплуатационных расходах, а 44% сослались на правительственные постановления.

Региональная разбивка и вторичный рынок

Северная Америка. На долю Северной Америки придется 64% поставок новых самолетов за пять лет. Доля в этом году находится на одном уровне с прошлогодней и, вероятно, обусловлена тем, что 90% респондентов в Северной Америке полагают, что экономика останется, по крайней мере, прежней, если не улучшится. Это делает Северную Америку самым оптимистичным регионом в 2023 году.

Европа. На долю европейских операторов придется 14% поставок новых самолетов за пять лет. Это на один процентный пункт ниже прошлогодней доли, что обусловлено экономической неопределенностью и сильным вниманием к устойчивому развитию на этом континенте.

Латинская Америка. В ближайшие пять лет на операторов латиноамериканского региона будет приходиться 5% мировых поставок, что на два процентных пункта ниже доли 2022 года. Почти 70% латиноамериканских операторов сообщают, что местные экономические условия в ближайшем будущем останутся прежними или ухудшатся, что делает этот регион наиболее пессимистичным.

Азиатско-Тихоокеанский регион. На этот регион будет приходиться 11% спроса на новые самолеты в течение следующих пяти лет, что на один процентный пункт больше, чем в предыдущем году. В 2023 году операторы этой страны заняли второе место по темпам роста использования деловой авиации, уступив только Ближнему Востоку.

Ближний Восток/Африка. На регион будет приходиться 6% поставок новых самолетов в течение пяти лет. Это на два процентных пункта выше прошлогодней доли. На этот регион пришелся наибольший рост рейсов бизнес-авиации в 2023 году.

Вторичный рынок. Пятилетние планы покупки подержанных самолетов составляют 27% текущего парка, что всего на один процентный пункт ниже результатов прошлого года. После рекордно высокого спроса на подержанные самолеты в последние два года, в 2023 году произойдет небольшое увеличение запасов самолетов, выставленных на продажу.

Новые пользователи деловой и частной авиации

После начала пандемии COVID-19 в отрасли бизнес-авиации наблюдался резкий рост числа новых пользователей и покупателей частной авиации. В определенные моменты 2022 года эта тенденция довела летную активность до уровня, не наблюдавшегося с 2007 года. Однако в 2023 году глобальная летная активность снизилась и, как ожидается, в этом году снизится примерно на 4% по сравнению с 2022 годом. Это снижение можно объяснить такими факторами, как как инфляция и возобновление коммерческого авиасообщения на ключевых маршрутах.

Кроме того, темпы поступления новых заказов на самолеты замедлились, в то время как производители сосредотачиваются на удовлетворении текущего спроса путем значительного увеличения темпов производства в течение следующих нескольких лет. Ожидается, что летная активность стабилизируется в 2024 году и вернется к росту в 2025 году, что будет обусловлено ускорением темпов IPO, ростом корпоративных прибылей и снижением темпов инфляции. Следовательно, в 2024 году мы сможем оценить, сколько из этих новых пользователей и покупателей осталось в бизнес-авиации, и определить их долгосрочное влияние. Тем не менее, большое влияние уже ощущается:

  • 500 дополнительных бизнес-джетов: долгосрочный прогноз поставок новых самолетов до COVID 2020 года предусматривал чуть более 8000 самолетов на период 2024-2033 годов, тогда как последний 32-й ежегодный прогноз Honeywell прогнозирует 8500 самолетов.
  • Увеличение летной активности на 6%: ожидается, что в 2023 году летная активность завершится как минимум на 10% выше уровня 2019 года; если мы предположим, что исторически последовательные среднегодовые темпы роста составляют от 1-2%, можно ожидать, что 2023 год завершится с полетной активностью на 2–6% выше того уровня, который был бы в отрасли, если бы на нее не повлиял COVID.