Рынок бизнес-джетов – отчет за первое полугодие 2024 г.

2024 год незаметно перевалил за экватор. Пора подводить предварительные итоги. Именно предварительные, потому как в июле большинство компаний, как говорили классики, погружаются сладостный, волшебный, поэтический мир сводок, цифр, отчетов, планов и смет. Давайте попробуем проанализировать последние шесть месяцев 2024 года.

Трафик

Данные о трафике можно рассматривать двумя способами. По данным WingX, объем перевозок в США за год снизился на 1% по сравнению с высоким показателем 2023 года. По сравнению с пиковым показателем 2022 года после карантина, объем полетов деловой авиации в США снизился примерно на 6%. Количество рейсов бизнес-джетов в Европе сократилось на 2% по сравнению с первой половиной 2023 года.

Но в последнее время эксперты часто привыкли сравнивать показатели с «доковидной эпохой». По данным WingX, трафик бизнес-джетов в США вырос на 28,9% по сравнению с первыми шестью месяцами 2019 года. Наибольшую популярность в США получили суперсредние бизнес-джеты (рост на 50,3%), турбовинтовые (47,3%), сверхдальние (45,6%) и сверхлегкие самолеты (39,1%).

Полеты бизнес-авиации в Европе в 2024 году выросли на 7,5% по сравнению с первыми шестью месяцами 2019 года.

Трафик сам по себе не является гарантированным признаком силы отрасли (можно много летать и терять деньги), но это важный показатель для провайдеров ТОиР и производителей, которым также есть чему порадоваться.

Производители самолетов и двигателей

Производители бизнес-джетов не проявляют никаких признаков желания резко нарастить производство. Отчасти это связано с тем, что цепочки поставок все еще находятся в стагнации. Справедливости ради, это объясняется еще и тем, что все топ-менеджеры производителей хорошо помнят, что произошло после мирового финансового кризиса, когда у них возник переизбыток самолетов.

Они не только производят бизнес-джеты, но и продолжают продавать их в приличном количестве по приемлемым ценам. Спрос на новые самолеты снизился по сравнению с 2022 годом, но результаты первого квартала были очень хорошими. Представляется вероятным, что соотношение заказов к поставкам может снизиться в четвертом квартале, особенно по мере увеличения производства. Но это были хорошие шесть месяцев.

Вторичный рынок и остаточная стоимость

Состояние вторичного рынка стало более сбалансированным. Количество бизнес-джетов, выставленных на продажу, значительно возросло, в июне 2023 года Amstat подсчитал, что на вторичном рынке выставлено 1019 бизнес-джетов. Сейчас продается 1203 самолетов. Но это не такой уж большой рост.

Доля самолетов, выставленных на продажу, по-прежнему относительно невелика. По данным Amstat, на продажу выставлено 7,65% больших бизнес-джетов, 7,22% – средних и 6,12% – легких. Это означает, что на конец июня 2024 года рынок все еще оставался сбалансированным. Стоимость самолетов не снижается, как можно было бы ожидать.

Возможно, самое большое беспокойство вызывает то, что опытные брокеры, многие из которых хорошо начали год, затрудняются предсказать, что произойдет в ближайшие шесть месяцев, не говоря уже о 2025 году.

Долевые операторы

«Наша главная задача в 2024 году – опередить 2023 год», - говорит Эндрю Коллинз, сопредседатель Flexjet. Как и другие долевые операторы, Flexjet потихоньку инвестирует в строительство новых штаб-квартир, покупает компании по техническому обслуживанию и интерьеру, а также продает большое количество долей воздушных судов. По данным WingX, в первом полугодии долевые авиапарки налетали больше часов, за в любом году последние пять лет.

Долевые операторы также приобретают все большее значение для производителей. Компания NetJets была представлена в качестве заказчика, разместившего в декабре заказ на 12 самолетов Challenger 3500. В настоящее время компания имеет опцион на 232 Challenger 3500. Долевые операторы также получают выгоду от владельцев, стремящихся к конфиденциальности.

Как всем известно, ситуация может быстро измениться. Если взглянуть на рынок в июне 2007 года, то можно было бы почувствовать то же самое (и все знают, что произошло тогда). Первые шесть месяцев были довольно хорошими. Внезапный экономический спад, конечно, очень быстро все изменит, но побеспокойтесь об этом, когда вернетесь из отпуска.