По данным JetNet iQ, проводившей опрос владельцев и операторов деловой авиации во втором квартале 2025 года, в отрасли растет пессимизм относительно рыночных условий, в то время как некоторые признаки указывают на то, что неопределенность относительно тарифов может повлиять на планы по покупкам самолетов.
Оптимизм начал восстанавливаться в четвертом квартале 2024 года и в первом квартале 2025 года, но сейчас он пошел на спад. В последнем опросе 53,3% респондентов не считают, что текущие рыночные условия достигли своей низшей точки, в то время как 33,2% говорят, что отрасль уже прошла дно, а 13,5% – что отрасль находится в своей низшей точке, сказал Роллан Винсент, создатель и директор JetNet iQ и президент консалтинговой фирмы Rolland Vincent Associates.
«За последние несколько недель мы потеряли 28 пунктов оптимизма во всем мире», — сказал Винсент во время презентации на выставке EBACE. «Снижение оптимизма было более заметным в США и Канаде, которые раньше лидировали в отрасли. Мы почти три года не видели, чтобы оптимизм США и Канады лидировал. Если этот оптимизм вернется, отрасли придется строить много самолетов. Мы не достигли этой точки».
На вопрос, приведет ли неопределенность относительно влияния пошлин к задержке планов по покупке новых самолетов в течение следующих 12 месяцев, 60% респондентов считают, что это приведет к задержкам.
«Они не обязательно отменят, но могут отложить», — предположил Винсент. «Поэтому мы думаем, что в ближайшее время увидим замедление темпов заказов у производителей. У них большие портфели. Это очень хорошее положение, но мы начнем видеть смягчение, и это уже происходит. Это произойдет с более мягкими ценами; это произойдет с более мягкими позициями поставок, открытиями и т. д.».
Объемы невыполненных заказов у производителей бизнес-джетов стабилизировались на уровне $53 млрд, причем Textron Aviation и Embraer стали «крупными победителями с 2020 года», говорит Винсент. «У всех дела идут неплохо».
По словам Винсента, портфели заказов сократились на 1% по сравнению с концом четвертого квартала 2024 года и выросли по сравнению с допандемийным уровнем в почти $33,3 млрд и с уровнем 2020 года в $27,3 млрд.
В то же время, соотношение заказов к поставкам резко выросли вскоре после падения в 2020 году, превысив сбалансированное соотношение 1 к 1. По его словам, к концу 2024 года соотношение вернулось к 1 к 1, за исключением Embraer.
В то же время после пандемии рынок подержанных самолетов резко вырос. «Мы наблюдали очень высокий спрос в 21-м году; он немного снизился, и все же в первом квартале 2025 года по сравнению с 2024 годом мы выросли на 35%», — сказал Винсент. «В первом квартале был большой интерес к самолетам».
Почему? Отчасти это связано с тем, что есть запасы для продажи. По мере роста запасов цены снижаются. «Мы это видим», — продолжил он. «Мы видим более привлекательные цены, если вы покупатель. Мы также видим интерес к так называемой ускоренной амортизации в США, которая, как правило, ускоряет рынок. Мы видим большой интерес к этому вопросу, поскольку ожидается принятие нового потенциального закона».