Согласно последнему прогнозу рынка Международной ассоциации авиадилеров (IADA), вторичный рынок деловых самолётов входит в четвертый квартал в более благоприятном состоянии, чем во время постпандемийного всплеска.
IADA связывает формирование спроса на рынке США с двумя изменениями политике. Во-первых, возобновление 100% амортизационной премии (теперь постоянной) для новых или подержанных воздушных судов, введенных в эксплуатацию 20 января 2025 года или позднее. По данным IADA, это «подтолкнуло спрос, обострило необходимость закрытия сделок до конца года и повысило чистую доступность для покупателей из США». Во-вторых, июльское предварительное соглашение между США и ЕС сохранило беспошлинную торговлю воздушными судами, двигателями и запчастями, что снизило значительную неопределенность в трансграничных сделках.
«Динамика набирает силу после циклического спада, наблюдавшегося с пика 2021-23 годов», — говорится в отчете, где отмечается, что покупатели вновь отдают приоритет беспосадочным межконтинентальным перелётам. Уровень запасов нормализовался, ценообразование стало более рациональным, а спрос поддерживается устойчивым корпоративным туризмом в Северной Америке, ростом благосостояния на Ближнем Востоке и заметным восстановлением активности в сегменте крупногабаритных самолётов.
Параллельно, в прогнозе Jetcraft за 2025 год предполагается продажа за пять лет более 11200 подержанных деловых самолётов на сумму около $73,9 млрд. По данным IADA, спрос на дальнемагистральные самолёты растёт поскольку корпоративные лётные отделы стремятся максимально увеличить производительность и расширить международный охват.
Региональные условия остаются неоднозначными, но в целом благоприятными. По Северной Америке заместитель председателя IADA Джон Одегард из компании 5x5 Trading заявил: «Учитывая 100%-ное возмещение расходов, конец года обещает быть насыщенным, особенно в сегменте суперсредних и крупногабаритных самолётов. Продавцы, предлагающие готовые к продаже самолёты, получат наибольшую выгоду.
В Европе стабильность тарифов помогает восстановить доверие покупателей. Однако член IADA Ханс Долль из Atlas Air Service предупредил: «Действительно быстрые продажи зависят от наличия готовых после обслуживания самолётов, прошедших техосмотр и оснащенных современным комплектом авионики».
Прозрачность тарифов также способствовала развитию британского рынка. «Мы наблюдаем устойчивый баланс спроса и предложения, что делает условия сделок гораздо более благоприятными, чем в период пандемии COVID», — заявил Стив Варсано из лондонской компании The Jet Business.
В Южной Америке стабильность способствовала приобретению бизнес-джетов с большим салоном, хотя новые пошлины США на бразильские самолёты создают препятствия для экспорта моделей Embraer. На Ближнем Востоке, по словам Аллана Стэнтона из Stanton & Partners Aviation, хабы «укрепляют свою роль как естественные мировые центры торговли и связи». В отдельном анализе IADA отмечается, что Дубай и Доха остаются сильными рынками.
Влияние на экологичность добавляет еще одно измерение рыночной активности. В прогнозе IADA упоминаются глобальные требования к устойчивому авиационному топливу (SAF) и требования к корпоративной отчетности в качестве факторов, влияющих на графики модернизации и решения об обновлении. «Покупатели начинают задаваться вопросом, может ли приобретаемый ими самолёт практически улучшить показатели SAF в тех местах, где они летают, и как это взаимодействует с их корпоративной отчетностью об устойчивом развитии», — отмечается в отчете.
Ограничения в цепочке поставок и ТОиР сохраняются, но постепенно устраняются. Подержанные самолёты, «готовые к эксплуатации сейчас», с современными системами связи, свежими проверками и завершенными крупными проверками, продолжают привлекать внимание. Финансирование также играет важную роль: многие покупатели выбирают лизинг или структурное финансирование по мере стабилизации процентных ставок.
В перспективе следующих 12 месяцев IADA прогнозирует сохранение стабильного объёма сделок, при этом ожидается, что спрос будет лидировать на самолёты с большим салоном и суперсреднего размера. Лёгкие джеты и турбовинтовые самолёты могут столкнуться с более низкими ценами. Глобальный политический риск сохраняется, но благодаря нормализации цен, стабильным тарифам и решительным налоговым льготам США, IADA ожидает насыщенного завершения этого года и уверенного начала 2026 года.