Сергей Морозов: «Задача клуба – сделать рынок деловой авиации прозрачным»

Бизнес-авиация в России только начинает преодолевать подростковый период. В качестве одной из причин медленного развития отрасли называют ставшую обыденной непрозрачность рынка. Пришло время сменить традицию и представить рынку новое решение, полагает президент клуба «Бизнес Авиация» Сергей Морозов

Бизнес-авиация в России только начинает преодолевать подростковый период. В качестве одной из причин медленного развития отрасли называют ставшую обыденной непрозрачность рынка. Пришло время сменить традицию и представить рынку новое решение, полагает президент клуба «Бизнес Авиация» Сергей Морозов. Тогда можно будет говорить о «взрослении» деловой авиации, которое, по его мнению, определяется не количеством рейсов, а отношением к потребителю.

– Сергей, клуб «Бизнес Авиация» существует уже семь лет – срок немалый. Расскажите кратко о его истории.

– Поначалу клуб «Бизнес Авиация» занимался продажей самолетов, а также консультировал российских заказчиков при покупке бизнес-джетов. Но со временем стало понятно, что под эгидой клуба необходимо собрать все лучшие услуги, что в принципе за эти семь лет клуб и сделал.

– Неужели со всем справились самостоятельно?

– Нет, у клуба появилось большое количество серьезных партнеров, и их число постоянно растет. Это и авиакомпании, и хэндлинг, кейтеринговые и консалтинговые компании. Мы создали систему, в которой партнеры клуба работают на его членов. Теперь через клуб можно решить практически любую задачу: заказать чартер, купить или продать самолет, переделать контракт, перерегистрировать борт, провести финансовый аудит авиакомпании или техническую проверку состояния самолета.

– А какие цели сегодня стоят перед клубом «Бизнес Авиация»?

– Самая главная цель клуба – сделать максимально открытым и цивилизованным рынок бизнес-авиации, прозрачным прежде всего для пользователей. Потребители услуг деловой авиации не осведомлены о внутренней «кухне», из-за чего теряют значительные суммы как при заказе чартеров, так и при покупке и эксплуатации самолетов.

– То есть членам клуба вы хотите открыть профессиональные секреты деловой авиации?

– Именно так. Например, мы разработали систему заказа чартера напрямую у авиакомпаний. То есть клиенту предоставляются текущие цены авиакомпаний онлайн, а значит, он может самостоятельно выбрать оптимальное предложение.

В то же время система заказа чартера онлайн становится инструментом для мониторинга рынка, а клиенты получают возможность управлять расходами на чартер.

Более того, при заказе рейса через клуб клиенты платят очень разумные комиссионные.

– А сколько компаний предоставляют данные в систему заказа чартеров?

– Сегодня в системе Jets.ru зарегистрировано около 200 авиакомпаний. Более 60 уже предоставляют информацию, а это свыше 300 самолетов.

– В современном русском языке слово «клуб» скорее воспринимается в значении «тусовка», что несколько не вяжется с имиджем респектабельной коммерческой организации. Что вы вкладываете в термин «клуб»?

– Конечно же мы говорим не о сельском или ночном клубе, с которыми могут возникать ассоциации. Ближайшими параллелями станут клуб лордов в Англии или летные клубы, которых, к слову, немало в Америке.

Клуб – это объединение людей, которые достойны друг друга. А члены нашего клуба вдобавок пользуются услугами бизнес-авиации.

Если вы хотите услышать о клубных мероприятиях, то в декабре мы презентовали четвертый каталог деловой авиации, в котором  представлены не только современные самолеты и вертолеты, но и популярные модели вторичного рынка.

– Но стоит ли затевать клуб только ради презентаций? Планируете ли вы мероприятия для живого общения?

– Такие мероприятия мы уже проводили. Например, 11 ноября состоялся первый семинар «100 нюансов рейса бизнес-авиации». За четыре часа искушенные помощники руководителей приобрели колоссальные знания, получили ответы на великое множество вопросов.

– Что интересовало участников семинара?

– Всего и не перечислишь: это и возможность полета в кредит при срочном рейсе, и формы оплаты чартера, и допустимый размер брокерского вознаграждения, секреты питания на борту, правильные механизмы получения лучшей цены чартера, отличия коммерческого самолета от частного, работа системы empty legs, каботаж...

Ну и конечно же наибольшее внимание вызвал вопрос: на чем можно экономить при заказе чартера, а на чем нельзя?

– Наверняка после общения с потребителями услуг деловой авиации появились новые идеи...

– Да, помощники руководителей попросили создать для них методику организации рейса, в которой были бы подробно расписаны все необходимые действия.

– Насколько она может оказаться полезной?

– Как правило, от заказчика трудно получить максимально полную информацию по рейсу. А на самом деле у брокера должно быть все необходимые данные. Мы не требуем ничего сверхъестественного: нужны лишь сведения, которые касаются рейса, питания, алкоголя, персональных предпочтений, аренды автомобиля, вертолета и т. д.

Если у заказчика будет под рукой «вопросник», организатору рейса станет куда легче работать. Эту замечательную идею мы обязательно реализуем к следующему семинару.

– Когда он состоится?

– Второй семинар запланирован на 3 февраля 2010 года.

– Будут ли клубные встречи проводиться на постоянной основе?

– Да. В 2010 году предполагаем провести 8–11 семинаров. Шесть из них посвятим нюансам организации рейсов, а на остальных обсудим проблематику владения самолетом бизнес-класса. Пристальное внимание будет уделено покупке, продаже, эксплуатации, регистрации, подбору экипажа, техническому обслуживанию, финансовому контролю и управлению.

– Существуют ли клубные карты?

– А как же! Клуб выпускает три разновидности карт: Gold Aviation, Premium Aviation и Platinum Aviation. Так, с помощью карты Gold Aviation член клуба может заказать чартер напрямую у авиакомпаний. Кроме того, обладателю карты предоставляется каталог самолетов и вертолетов деловой авиации, в котором масса полезной информации.

Наиболее престижная карта – Platinum Aviation стоимостью 25 тыс. евро – дает такие же неограниченные и уникальные возможности в сфере бизнес-авиации, как карта Visa в сфере финансов. Ее владельцу гарантируются зеркальные штрафные санкции, замена борта в случае форс-мажора и кредитование срочных рейсов.

– Насколько уникальна ваша система заказа чартеров?

– В России ничего подобного нет. В Европе, к примеру, существуют службы заказа чартера онлайн, но только для профессионалов.

Даже если человек купил клубную карту, получает льготы и пользуется нашей системой, он может летать с кем угодно: самостоятельно, с нами, со своим брокером. Зависимости от клуба нет.

Предложение звучит заманчиво, но прежде чем вкладывать в клубные карты, можно ли протестировать систему?

– Обратитесь с данной просьбой в клуб, и вам предоставят тестовый логин системы заказа чартеров. Уверен, вы останетесь довольны.

Неужели сегодня нет ни одного клуба бизнес-авиации?

– Меня до сих пор удивляет, что в результатах поиска Google по сочетанию слов «клуб», «бизнес», «авиация» или по-английски – business, aviation, club – появляется ссылка лишь на наше детище.

Так что же, конкуренты пока медлят?

– Конкурентов пока просто нет. Я думаю, что в той или иной форме через какое-то время они, безусловно, появятся – хорошую идею всегда приятно скопировать. Но, честно говоря, будет достаточно трудно повторить все наши услуги в полном объеме.

Хотя хотелось бы здорового соперничества. Не дай бог расслабимся, а конкуренты этого не позволяют.

Почему вы активизировались именно сейчас?

– Пришло время открытой, прозрачной работы для всех участников рынка бизнес-авиации. При существующем тренде на глобальную экономию возникла необходимость более детально понимать, на что тратятся немалые деньги, – заказчики действительно вправе получать полную и понятную информацию.

Можно ли считать клубное движение попыткой консолидации рынка – по крайней мере, объединением усилий наиболее значимых игроков?

– Нет. На самом деле для консолидации участников рынка произошло значимое событие – объединение двух ассоциаций. Мы же ставим перед собой задачу предоставления максимальных преимуществ, привилегий потребителям, что нельзя называть консолидацией. Это просто предложение широчайшего спектра услуг на профессиональном уровне.

Вы с оптимизмом смотрите в будущее. Чем вызван этот оптимизм?

– Для него несколько поводов. Да, в какой-то момент количество коммерческих рейсов упало на 50%. Но все равно те, кто постоянно пользовался услугами деловой авиации, продолжают это делать. Бизнес-авиация будет развиваться несмотря ни на что – и это первая составляющая моего разумного оптимизма.

Второе: клуб предлагает квинтэссенцию лучших услуг, которые реально нужны людям. Сейчас наша цель лишь продемонстрировать их, убедить потребителя, хотя для многих преимущества клуба совершенно очевидны. Мы нашли верную систему работы с членами клуба. Она удобна и понятна и для нас, и для пассажиров.

И, наконец, кризисы и подъемы цикличны. Впереди нас все же ждет подъем.

Источник: TopFlight №1 (13), январь, 2010

Беседовал Дмитрий Федотов