Через 20 лет Airbus запустит большой электросамолет


Производитель планирует построить 100-местный региональный лайнер с гибридной электрической силовой установкой

Менее чем за два десятилетия концепция Airbus VoltAir E-Fan может породить новое семейство 100-местных региональных авиалайнеров с гибридной электрической силовой установкой, пишет Flightglobal. Работать она будет на основе дизельных двигателей с генератором, дающим до 6 мВт энергии для электрических двигателей.

Перспективный самолет пока еще находится на ранней стадии проектирования, но, по всей видимости, Airbus уже склоняется к окончательной конфигурации. Идеология самолета основывается на концепции NASA N3-X, возникшей около пяти лет назад, с интегральной компоновкой, в которой крыло плавно сопрягается с фюзеляжем и газотурбинными двигателями для выработки электроэнергии для электрических моторов, расположенных вдоль задней кромки фюзеляжа. Только в Airbus решили применить дизельные двигатели.

Особую озабоченность, которая возникла еще в проекте N3-X, вызывает объем экранирования, который требуется для защиты пассажиров от электрической системы. И этот вопрос будет также особо рассмотрен в конструкции Airbus.

Ранее Airbus предполагал, что разработка гибридного электрического 100-местного самолета будет осуществлена в течение 10 лет, но в реальности разработчики нацеливаются почти на 10 лет больше работать. «Более реалистично временное окно для коммерчески жизнеспособного самолета – 2032 год», - говорят в компании.

В концепции гибридной электрической системы используются наработки Airbus в проекте полностью электрического двухместного E-Fan 2.0, который планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году, и четырехместного гибридного электрического E-Fan 4.0.

Разработка гибридно-электрической системы для E-Fan 4.0 даст критически важную информацию инженерам Airbus, работающим над 100-местной машиной. Силовая установка на четырехместном самолете будет иметь необычную конфигурацию – один двигатель с генератором и два электрических мотора с винтами. Такой дизайн напоминает конфигурацию 100-местного концепта, и это поднимает интригующие вопросы, как, например, проблему компенсации рыскания, если один из электромоторов откажет. Решая эту проблему в E-Fan 4.0, разработчики продвинутся в концепции большого самолета.