Одним из главных выводов выставки Aero Asia, проходившей в Китае на прошлой неделе, стало то, как эта страна и весь Азиатско-Тихоокеанский регион следуют своим собственным путём по внедрению передовой воздушной мобильности (AAM). Выставка в Чжухае также продемонстрировала процветающий сектор гражданской авиации: 387 экспонентов из 22 стран, почти 80000 посетителей и, по сообщениям, более 837 проданных воздушных судов, в результате чего общий объём подтверждённых сделок достиг почти $1 млрд.

В рамках мероприятия, включавшего 98 конференций, форумов, подписаний проектов, конкурсов и демонстрационных полётов, руководящая группа AAM под руководством Эмерсона Сюй, соучредителя и генерального директора NexAvian, рассмотрела, как рынки Азиатско-Тихоокеанского региона координируют процессы индустриализации, сертификации и раннего планирования операционной деятельности. Среди участников дискуссии были Джоэл Го, руководитель отдела развития бизнеса в Азии Eve Air Mobility; Арно Ковиль, директор по развитию SkyDrive; Деннис Келлер, генеральный директор Seaplane Asia; и Дэвид Александр Баусек, главный технолог Volocopter и генеральный директор Qingdao Wanfeng Diamond Aircraft.
Выступающие отметили, что некоторые ведущие производители eVTOL уже выходят за рамки прототипов, создавая производственные площадки для производства, технического обслуживания и эксплуатации парка воздушных судов. Они добавили, что ожидается масштабное внедрение AAM через региональные коридоры, при этом мерилом готовности служат трансграничные связи через район Большого залива (Китай), Японию и страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая Таиланд и Сингапур.
Сюй подчеркнул этот импульс, заявив, что общенациональные пилотные проекты Китая в области экономики малых высот (LAE), инициативы Японии по проведению Expo 2025, развитие экосистемы Сингапура и развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии «в совокупности определяют новый центр притяжения для глобальной отрасли AAM».
В качестве дополнительной иллюстрации этого изменения Го отметил глобальную сеть Eve Air, насчитывающую более 70 локаций и являющуюся частью материнской компании Embraer. Он сказал, что эта инфраструктура будет поддерживать техническое обслуживание, дистрибуцию и поддержку парка воздушных судов по всему региону.
Тем временем базирующаяся в Европе компания Volocopter продвигает демонстрационные полёты VoloXPro в Китае, нацелившись на Ханчжоу в качестве первого города для запуска после получения 19 ноября специального разрешения на полёты от местных регулирующих органов. Производитель, которого в этом году приобрела компания Wanfeng, владеющая также Diamond Aircraft, планирует запустить в 2026 году европейскую программу испытаний для тестирования VoloCity и VoloXPro в условиях, приближенных к коммерческим, посредством испытаний в зоне прямой видимости, одновременно изучая варианты использования в службах неотложной медицинской помощи совместно с партнером ADAC Luftrettung.

«Независимо от того, будут ли европейские производители сотрудничать с китайскими производителями, или региональные операторы проведут интеграцию гидросамолётов с сетями eVTOL, или японские производители изучат возможность согласования с дорожными картами FAA и EASA, выигрышной моделью для Азии, безусловно, является совместное творчество», - сказал Сюй в интервью AIN.
Сюй добавил, что этот совместный подход находит отражение в недавнем партнёрстве его компании с китайским разработчиком eVTOL TCab Tech, которая объявила о запуске программы глобального пилотного партнёрства Air Silk Road на 8-й Китайской международной импортной выставке в прошлом месяце. Эта инициатива объединяет таких партнеров, как NexAvian, британская Skyports, Intercrus Indonesia и Совет по экономическому развитию Сингапура, для развития сети низковысотных маршрутов в рамках международного сотрудничества и продвижения китайской технологии eVTOL.
В рамках программы TCab Tech подписала меморандум о взаимопонимании с NexAvian для изучения сотрудничества в области расширения экосистемы, взаимодействия с регулирующими органами и отношений с инвесторами в Юго-Восточной Азии. В сферу деятельности производителя также входит завершение испытаний eVTOL E20. Компания планирует поставлять самолёты клиентам в ОАЭ (хотя и без определённого пути сертификации типа), а также сотрудничает с малайзийскими организациями, такими как Maranti и Naico, для поддержки национальных стратегий развития низковысотных полётов.
3 декабря компания TCab Tech сообщила о ещё одном важном событии в рамках программы: её полномасштабный демонстрационный образец E20 завершил переходные лётные испытания в аэропорту Хэндянь провинции Чжэцзян после пилотируемых испытаний, предшествовавших испытаниям в октябре. По данным компании, самолёт продемонстрировал стабильное управление от вертикального взлёта до крейсерского полёта с использованием крыла, все телеметрические данные соответствовали проектным прогнозам, и перешёл на этап инженерной разработки. В TCab Tech заявили, что в ходе испытаний была проверена аэродинамическая конфигурация E20 во всём диапазоне углов наклона, подтверждена надёжность законов управления полётом и проверена работоспособность ключевых датчиков и исполнительных механизмов при репрезентативных тепловых и вибрационных нагрузках.
Развитие AAM нашло отражение в международном масштабе выставки Aero Asia 2025, в которой приняли участие 75 экспонентов из Австралии, Бельгии, Ирландии, Малайзии, Мальты, Турции и Великобритании. Выставка, которая проходит уже во второй раз, организована совместно Messe Frankfurt (Гонконг) и Zhuhai Airshow Group Co., а её принимающей стороной выступает Messe Frankfurt (Чжухай) Airshow Co.
«Производители пришли к пониманию того, что реальная глубина и широта отрасли AAM и LAE заключается не в сертификации или скорости ввода в эксплуатацию, а в устойчивом глобальном партнёрстве, общественном признании и жизнеспособных коммерческих моделях», - подытожил Сюй.









