ИИ появится на рынке чартерных перевозок раньше, чем думают люди

По мере развития искусственного интеллекта (ИИ) отрасль чартерных перевозок находится на пороге серьёзных изменений, заявил ключевой руководитель отрасли, призвав руководителей подготовиться к этой технологии.

Выступая в Далласе на недавней конференции по авиационному бизнесу Национальной ассоциации воздушного транспорта (NATA), Грег Джонсон, президент и генеральный директор платформы авиационных платежей Tuvoli и многолетний руководитель, отметил колебания на рынке в 2025 году: медленное начало и стабилизация к концу. «Но я вижу более масштабные изменения на рынке. И я действительно думаю, что очень многие в нашей отрасли недооценивают влияние, которое произойдет в довольно короткий период времени, по мере того как ИИ станет более распространенным на рынке».

Он отметил, что около 25 лет назад отрасль в основном использовала «Желтые страницы» для рекламы, и потенциальные клиенты звонили, чтобы узнать о возможностях поездок. «А потом появился интернет, и вдруг кто-то из Нью-Йорка или любого другого места мог создать веб-сайт и получать заявки на чартерные рейсы со всего мира, и это полностью изменило правила игры, верно?»

Это создало целую «субиндустрию», утверждает Джонсон: если у оператора не было доступного самолёта, брокеры могли обратиться к другим операторам, чтобы найти его через интернет. «В то время как туристические агентства были вытеснены с рынка авиакомпаний благодаря интернету, на рынке чартерных рейсов произошло обратное, и это стало одним из самых больших сдвигов в нашей отрасли за всю нашу жизнь».

Тем не менее, Джонсон предсказал, что грядущие изменения с появлением ИИ «будут как минимум такими же масштабными, если не больше. И будет интересно посмотреть, как это будет развиваться, потому что на данный момент это ещё не определено, и все может пойти по-разному».

Хотя ИИ не может заменить личные отношения, и это важно на рынке чартерных рейсов, он может удовлетворить многих. «Меня успокаивает мысль, что отношения между людьми по-прежнему будут иметь значение. Но отношения имели значение и до появления интернета. И я уверен, что тогда люди говорили: «Никто не пойдет к брокеру, потому что они меня знают. Они пользуются телефонным справочником». И всё же, знаете что? Брокеры в итоге стали доминировать на рынке», - сказал он, оценивая, что 80% всех рейсов на частных самолётах сегодня бронируются через брокера, а не напрямую у чартерного оператора.

Брокеры могут обеспечить «комплексное обслуживание. Конечно, отношения важны, но мы должны быть очень осторожны, чтобы не использовать это как оправдание для того, чтобы не углубляться в изучение того, что произойдет с ИИ».

Он привел пример, отметив, что экспериментировал, ища чартерный рейс через ChatGPT. Он спросил о лучшем варианте частного самолёта для рейса из Бостона в Майами в следующую среду. ChatGPT предложил несколько вариантов: «Он сказал: „Хорошо, мы рассматриваем варианты перелёта для четырёх пассажиров. Средний самолёт, например, Citation XLS, хорошо подойдет. Challenger 300 будет лучше, если группа большая». И он сказал: „Я собираюсь рассчитать расстояние от Бостона до Майами. Я собираюсь посмотреть цены на чартерные рейсы“. Он просмотрел как минимум 12 веб-сайтов, оценил время полёта, а затем сказал: „Думаю, мне следует предложить два варианта — средний и суперсредний“. На все это ушло 26 секунд».

Еще один ответ, который поразил Джонсона, заключался в том, что он выбирал лучшие аэропорты. «Он не сказал: „Давайте полетим из аэропорта Бостон Логан в международный аэропорт Майами“». Он рекомендовал средний самолёт, чтобы гарантировать беспосадочный перелёт, исходя из 3,3-часового времени в пути. «Если вникнуть в детали, то окажется, что на самом деле это меньше, но нам нужно учесть набор высоты и снижение во время полёта. Система действительно учитывала это, и в результате получились довольно точные приблизительные оценки стоимости». Затем она пошла дальше и предположила, что если у пассажиров много багажа, например, клюшек для гольфа, им могут подойти Challenger 300 или 350, и оценила их примерную стоимость.

«Некоторые из брокеров чартерных рейсов, которых я знаю, не задумываются обо всех тех вещах, которые уже учтены ChatGPT. Опытный брокер – да, но в некоторых фирмах, где просто работают люди на телефоне, они могут не выбирать лучшие аэропорты, они не думают о багаже», – сказал Джонсон. «Поэтому меня действительно поразило в конце то, что ИИ находится на самой начальной стадии развития. Он еще совсем молод в плане того, что он будет делать».

Он задался вопросом: если это возможности ИИ на данный момент, то как скоро клиенты начнут обращаться к нему для удовлетворения своих потребностей в чартерных перевозках? «Нравится вам это или нет, но клиенты, занимающиеся чартерными перевозками, в своем стремлении к эффективности начнут использовать ИИ для общения с теми из вас, кто продает им чартерные рейсы. И ваши продавцы будут получать запросы, основанные на ИИ. И если вы думаете, что брокеры тоже не попытаются придумать, как упростить поиск поставщиков, я бы сказал вам, что нет сомнений в том, что брокеры тоже придумают, как наладить поиск поставщиков с помощью ИИ. Так что это произойдет, нравится вам это или нет».

Джонсон добавил, что это произойдет быстрее, чем многие хотели бы верить, отметив, что множество центров обработки данных ещё не построены. По его словам, ипотечные кредиты уже продаются с помощью ИИ. «Это не совсем чартерные перевозки, но в обоих этих видах бизнеса есть операционная сложность и сложность взаимоотношений», - отметил Джонсон. «В самом ближайшем будущем те, кто хочет занять свою нишу, смогут использовать агентов в нижнем сегменте рынка чартерных перевозок. Кто знает, куда всё это приведёт, но, на мой взгляд, нет никаких сомнений, и всё это будет развиваться».

Джонсон предсказал, что в результате количество запросов на котировки резко возрастёт, а количество подробных вопросов – ещё больше. «Если процесс составления котировок для вашего флота будет таким же ручным, как сегодня, практически у каждого оператора, с которым я общаюсь, я думаю, конкурировать будет всё сложнее, потому что вам придётся выбирать, с кем вести бизнес», - предупредил он участников конференции NATA.