Отрасль деловой авиации ждут тяжелые времена

В последнее время надежды производителей и операторов, так или иначе, связаны со странами БРИК. И если сбудется прогноз о следующем витке кризиса в этих странах, то всем придется опять поворачиваться к традиционным рынкам Северной Америки и Европы.

Резкий рост кредитования, стремительное повышение цен на жилье до уровня, намного превышающего располагаемый доход, кредиты под залог переоцененной недвижимости, еще более увеличивающие задолженность - это не Испания, не Греция, не Великобритания, а страны БРИК, живописует в блоге на сайте Forbes Игнасио де ла Торре, директор финансовых программ IE Business School. Повышение зарплат измеряется двузначными цифрами, центробанк не способен сдержать наводнение ликвидности, учетные ставки - намного ниже, чем рекомендует “правило Тейлора”, политики отказываются проводить необходимые реформы, продолжает автор.

На взгляд де ла Торре, страны БРИК повторяют многие ошибки Европы и США, породившие глобальный финансовый кризис. Это:

1. “Пузырь” на рынке недвижимости, подогреваемый, по мнению автора, либеральной монетарной политикой и банковскими кредитами;

2. Инфляция, неизбежная ввиду колоссального роста оборотного капитала, который пытается угнаться за ростом цен;

3. “Сильная зависимость от финансового сектора. Причины - неспособность обуздать рост кредитов как доли ВВП, слабые критерии выдачи займов, сомнительная стоимость залогового имущества, а в Китае - растущее влияние “теневого банковского сектора”, - утверждает автор.

4. “Неравенство беспрецедентно увеличилось. Причина - невнимание к политическим мерам, необходимым для обеспечения хотя бы минимальной социальной сплоченности”, - пишет автор. Он рекомендует обуздать инфляцию на рынке продовольствия, наносящую удар по беднейшим, и предостерегает, что неравенство усугубляет геополитические трения.

5. “Чрезмерные инвестиции в проекты, выгодность которых неочевидна”, - пишет автор, утверждая, что японцы строили “мосты в никуда”, а в Испании появились “аэропорты без самолетов”.

6. Зависимость от дешевых денег: нулевые учетные ставки ФРС породили волну ликвидности, которая ищет выгоды в развивающихся рынках, еще более обостряя ситуацию.

На взгляд автора, страны БРИК стараются не повторять чужих ошибок: ЦБ Китая добился, чтобы число сделок по продаже жилья снизилось на 10%, Бразилия ввела учетную ставку 12,5%, Россия и Индия повышают учетные ставки. “Но эти меры, увы, бессильны перед грядущим цунами”, - пишет де ла Торре. Если не предпринять более радикальные шаги, рынки недвижимости перегреются, и кредитно-ипотечный кризис февраля 2007 года повторится.

Крах рынка недвижимости и вызванный им банковский кризис отзовутся на остальных секторах экономики, предрекает автор. “Спрос на сырье сильно снизится, а вместе с ним - объемы экспорта из сырьевых стран и объемы экспорта из стран ОЭСР, предназначенного для молодого среднего класса”, - говорится в статье. То есть начнется новый глобальный кризис.

Это довольно неприятный прогноз для всей отрасли деловой авиации. В последнее время надежды производителей и операторов, так или иначе, связаны со странами, рассмотренными в данном исследовании. И если прогноз сбудется, то всем придется опять поворачиваться к традиционным рынкам Северной Америки и Европы. Однако не факт, что они смогут «переварить» объем производства заказанных деловых самолетов, сделанных операторами в расчете на развивающиеся рынки. Ведь в случае развития этого негативного сценария начнется волна отказов от заказанных самолетов, которые были ориентированы на заказчиков из стран БРИК. А это по разным оценкам от 50% до 70% от всех новых заказов, сделанных в последнее время. И их куда-то придется пристраивать. А это опять вызовет выброс свежих самолетов на вторичный рынок, и он будет еще более массовым, чем в 2008-2009 годах.

Во время недавнего кризиса, отрасль бизнес-авиации довольно быстро сориентировалась в мировых тенденциях и сфокусировалась на развивающихся рынках, которые не так сильно пострадали. Однако теперь воодушевленную риторику по отношению к «спасителям» в лице Азии и Латинской Америки наверно придется немного приглушить. А взоры обратить на традиционные рынки.

Однако, судя по последним сообщениям, и здесь не так гладко идет восстановление экономики. В США нарастают проблемы с дефицитом бюджета и непонятной ситуацией с решением этого вопроса. Президент Барак Обама никак не может согласовать условия повышения порога внутреннего долга страны с республиканцами, имеющими большинство в Палате представителей. Если этого не произойдет до 2 августа, то США впервые в истории грозит технический дефолт. На другом традиционно сильном рынке, в Европейском Союзе, также неспокойно. Вслед за Грецией с высокой долей вероятности долговые проблемы могут возникнуть у Италии. И тогда под угрозу встает вся идея единого экономического пространства в Европе.

Однако независимо от точности такого прогноза (как известно, все прогнозы основаны на экстраполяции прошлого, а будущее неизвестно никому), всей отрасли деловой авиации следует готовить «аварийные» сценарии выживания на случаи подобных внезапных глобальных потрясений. Это может выражаться в разработке новых продуктов и услуг, более пристальному вниманию как к старым, так и к новым рынкам в плане территорий и сегментов потребителей. Выживать в новых условиях должен был научить недавний кризис.

Источник: BizavWeek