Размышления о кейтеринге


Правда ли, что пассажиры деловой авиации стали экономить на питании? И что лучше – специализированная компания или брендированный ресторан?

На фоне обилия новостей из стана производителей, многочисленных аналитических отчетов и прочей серьезной литературы мы несколько забыли о сегментах, которые являются ярким индикатором состояния рынка. И кейтеринг – не исключение. Правда ли, что пассажиры деловой авиации стали экономить на питании? И что лучше – специализированная компания или брендированный ресторан?

B рамках московской выставки Jet Expo 2016 BizavNews удалось побеседовать с директором по развитию компании ООО «Скай Фуд Внуково» Максимом Лысовым, который поделился своими наблюдениями о том, как изменился рынок, каковы предпочтения клиентов и насколько сильна конкуренция. 

 

Максим, отечественный рынок авиационного кейтеринга в бизнес-авиации за последний год не особо радует нас какими-либо значимыми событиями. Сложилось такое впечатление, что этот сегмент находится в глубокой стагнации, и перспектив роста в ближайшее время не предвидится. Каково истинное положение на отечественном рынке, и что нам ожидать в будущем? 

Да, Дмитрий, рынок кейтеринга для бизнес-авиации определенно лихорадит. И это в первую очередь связано с общим снижением пассажиропотока и сокращением бюджетов авиакомпаний. Не хотелось бы давать столь негативного описания, как глубокая стагнация, тем не менее динамика падения рынка присутствует и скорее всего продолжится в следующем году.

Анализируя активность кейтеринговых компаний за рубежом, мы в очередной раз убеждаемся, что этот бизнес при грамотных маркетинговых шагах может приносить не только прибыль, но и стать инвестиционно привлекательными. Почему в России крупные компании, так или иначе работающие в этом сегменте (деловая авиация), все чаще считают его факультативным источником бизнеса? 

Европейский и российский рынки сложно поставить на один уровень хотя бы по количеству осуществляемых рейсов. Еще одним преимуществом для многих европейских кейтерингов, является то, что на обслуживание бизнес-авиации не допускаются сторонние компании или рестораны. И этот недостаток нашего рынка не связан с отсутствием строгих регламентов аэропорта, а определяется особенностью российского рынка, в том, что наши заказчики опираются в своем выборе поставщика питания на пожелания пассажиров, которые в свою очередь зачастую предпочитают известные ресторанные бренды. Таким образом, специализированным предприятиям-цехам, расположенным непосредственно в аэропорту, как наша компания VIP Sunrise, приходится обозначать свои преимущества в рамках реализации международных стандартов системы качества и безопасности производства, строгих внутренних стандартов работы с заказчиками и обработки заказов, и гибкой ценовой политикой, и наиболее выгодным местом расположения.

Можно ли утверждать, что главными конкурентами Вашей компаний в настоящее время являются крупные рестораны, отели и т.д.  (сетевые и не только), и как сделать так, чтобы клиенты не ощущали различие между брендом и реальным качеством, которое предоставляет, например, Vnukovo Catering? Вообще, это реально в России? 

К счастью отели не попадают в список конкурентов и не развивают данное направление, тем самым усложняя и так не простой и достаточно узкий рынок. Что касается крупных премиальных ресторанов, то конечно они являются для нас основными конкурентами так как пассажиры, зачастую посещающие данные рестораны, так и остаются преданными их кухне и бренду. В этих условиях мы прилагаем максимум усилий чтобы предложить данным пассажирам кухню, сервис и качество к которому они привыкли. Для этого мы привлекли в свою команду таких профессионалов, как Шеф-повар Пынзарь Сергей и Шеф-кондитер Зимин Андрей, реализовавшие многие проекты в сфере премиальных ресторанов и клубов. Конечно, мы не теряем надежды, что российский рынок постепенно придет к тому, что приоритетом станет в первую очередь безопасность и качество питания сочетающееся профессионализмом и гибкостью поставщика.

Можно ли в реалиях отечественного рынка бизнес-перевозок говорить о создании в стране в будущем каких-либо крупных совместных предприятий, или все же этот сегмент достаточно узок или даже не интересен для долгосрочных вложений?

Экономически непростой, уходящий 2016 год показал, что на рынке начинают появляться настроения по консолидации бизнеса авиационного премиум кейтеринга с целью сокращения основных издержек и увеличения оборота и как следствие прибыльности компании. Возможно в результате мы увидим некие небольшие объединения. Но говоря о серьезных инвестициях в данном бизнесе, полагаю, что участники рынка осознают, что вложения должны быть подкреплены весомым преимуществом таким как известный бренд или выгодное расположение.

Составляют ли конкуренцию компаниям этого сегмента «классические» кейтеринг-фирмы, занимающиеся поставками бортпитания регулярным авиаперевозчикам? 

Если бы обычные кейтеринговые службы удовлетворяли потребности рынка деловой авиации, то не возникла бы потребность в компании VIP Sunrise.

Не секрет, что компания VIP Sunrise является, частью кейтеринга, поставляющего бортовое питание регулярным авиаперевозчикам. Мы разделили производственные потоки регулярного и бизнес-питания, чтобы предоставлять заказчикам бизнес-авиации продукцию более высокого уровня. Нами было организовано отдельное, соответствующее международным стандартам качества и безопасности авиационного питания производство, а также подобран квалифицированный персонал сегмента премиум. Другие компании, занимающиеся организацией питания для регулярных рейсов в других аэропортах конечно же знают о нашем сегменте, но вписать производство питания для бизнес-авиации в конвейерное производство для регулярных рейсов невозможно. Это требует дополнительных инвестиций, как в производство, так и в персонал, ввиду того, что каждый заказ индивидуален и требует максимальной внимательности к самым мельчайшим деталям особенно в технологии приготовления и подачи блюд, а также к уровню сервиса аналогичному ресторанному бизнесу. 

Но вернемся к реалиям текущего года. Насколько изменилась «корзина» клиента. Можно ли говорить, что заказчики оптимизируют свои расходы, включая питание во время полета? 

Давно уже не секрет, что одной из статей расхода авиакомпании, на которой можно сэкономить бюджет, является кейтеринг. Большинство авиакомпаний и брокеров применяют этот инструмент в своей деятельности, но зачастую они обязаны следовать предпочтениям своего пассажира, что значительно усложняет для них задачу вписаться в рамки бюджета, особенно с премиальными ресторанами. И мы в этом ключе стараемся идти на встречу нашим заказчикам, сохраняя гибкость в ценовой политике.

Какие из ваших предложений наиболее востребованы сейчас, и какие виды меню будут предложены клиентам в преддверии традиционного зимнего сезона? 

Это покажется странным, но рынок устоялся в своих гастрономических предпочтениях, и наша основная задача предложить, качественное, вкусное и безопасное питание, не ограничиваясь действующим меню, а следуя личным пожеланиям заказчиков регулярно разрабатывая и внедряя новые позиции меню. К зимнему сезону, мы планируем обновить линейку десертов, а также сделать специальное предложение для компаний, осуществляющих рейсы без бортпроводников.

Расскажите, пожалуйста, о будущих проектах вашей компании. 

Так как компания VIP Sunrise осуществляет управление ВИП барами в терминале Внуково 3, мы хотим предложить нашим заказчикам услугу по предполетному обслуживанию пассажиров в барах.

Мы видим перспективность данного проекта, как неотъемлемую часть премиум сервиса, который наши заказчики предлагают своим пассажирам, особенно в те моменты, когда происходят задержки с подачей борта к перрону.

Еще одним проектом, который хотим предложить рынку, является проведение тренинга для бортпроводников, который будет включать в себя не только правила сервировки блюд на тарелку, но и программы, включающие в себя адаптированные приемы файндайнинга по сервировке и обслуживанию пассажира.