На Pilatus PC-24 в Россию

В декабре 2021 года первый РС-24 поставлен в Россию и уже приступает к полетам. Благодаря команде Nesterov Aviation мы смогли первыми оценить комфорт нового бизнес-джета при полете на большое расстояние.
Pilatus PC-24 буквально ворвался на рынок в последние несколько лет и стал настоящим любимцем операторов и частных владельцев со всего мира. Ведь это первый реактивный самолет, который может взлетать и садиться на короткие неподготовленные полосы. РС-24 – это многофункциональная платформа, он используется для VIP-, пассажирских и грузовых перевозок, а также специальных миссий и санитарной авиации. Сегодня флагман швейцарского производителя уверенно выходит и на российский рынок. 

До этого момента BizavNews уже летал на РС-24, но это были полеты длительностью не более часа. Сейчас же нас ожидал трехчасовой перелет из Швейцарии в Россию.


Живописный городок Штанс, где расположена штаб-квартира Pilatus Aircraft, встретил нас настоящей альпийской декабрьской погодой, которая менялась каждые полчаса. Мокрый снег и минимальная видимость чередовалась с солнцем и сильным ветром. Впрочем, для нашего героя такие метеоусловия не составляют проблемы. Вылет был назначен на 9 утра, и к этому времени самолет был полностью готов к перелету. За несколько дней до нашего визита PC-24 прошел все летные испытания и был официально передан представителям заказчика. Оставалось перегнать самолет в Москву.

Провожать бизнес-джет вышли многие сотрудники Pilatus. Это своеобразная традиция − здесь люди гордятся тем, что создают. И с такой же гордостью мы делаем первые шаги внутрь нашего РС-24. Запах нового самолета ни с чем не спутать − он рождает целую гамму эмоций. Новенький салон завораживает стильным исполнением и цветовой гаммой. Каждая идеально выполненная строчка в обшивке кресел привлекает внимание. Плавные переходы от цвета к цвету подтверждают высочайшую квалификацию дизайнеров. Еще до того, как садишься в кресло, удивляешься, насколько просторен и элегантен салон. К эргономике и комфорту нет никаких вопросов. 

Тринадцать больших иллюминаторов наполняют салон ярким естественным светом. Полностью плоский пол без обычного для средних и легких бизнес-джетов углубления по центру обеспечивает удобство перемещения по салону пассажиров и экипажа. 


Сама подготовка к полету заняла не более 15 минут, и вот наш новенький РС-24 уже на исполнительном. Через три часа мы по плану должны приземлиться в московском Внуково-3. Легким движением РУДы переводятся в положение «full», и мы покидаем гостеприимный Штанс. Для разбега нам понадобилось всего 800 с небольшим метров и наш джет, маневрируя среди величественных горных массивов, ложится на северо-восточный курс. Постепенно живописные озера между гор превращаются в блюдца, очертания которых понемногу съедают облака. Еще 15 минут – и мы на крейсерском эшелоне FL450 или 13700 м. Да, никаких ошибок, РC-24 летает именно на таких высотах. Самое время осмотреться внимательнее. 

Пассажирские кресла очень удобные, с максимально интуитивным управлением. Каждое из них легко превращается в комфортабельное спальное место за несколько минут. Из полезного − в салоне установлена кухня с пространством для микроволновой печи и кофе-машины, а также со специальным отсеком для льда и отделениями для хранения питания. Самолет оборудован полноценным туалетом с доступом для внешнего обслуживания, который совершенно незаметен в интерьере и идеально вписывается в пространство передней части салона. 

Интерьер PC-24 изначально был разработан для быстрой и простой перекомпоновки − возможность, которой редко располагают другие бизнес-джеты. Перегородка в хвостовой части салона мобильна, поэтому вы можете легко увеличить площадь пассажирской кабины (ее длина 7,01 м, и этого вполне достаточно для исполнения любых желаний владельца) или увеличить объем багажного отделения, оборудованного такой же большой, как на турбовинтовом РС-12, внешней грузовой дверью и герметичным багажным отделением со свободным доступом к багажу во время полета. Иными словами, в зависимости от задачи можно снять два кресла и намного увеличить багажный объем.

Как говорят в Pilatus Aircraft, у каждой легендарной вещи есть как минимум одна знаковая особенность, которая существенно отличает ее от конкурентов. РС-24 стал первым в мире бизнес-джетом с грузовой дверью под размер стандартной палеты. В полет вы можете взять что угодно, даже мотоцикл, и весь полет ваш груз и багаж будут у вас под рукой. При этом погрузка даже самых объемных предметов еще никогда не была такой простой, в этом мы убедились, когда загружали большое количество объемного багажа. 


Спустя час закат сменился ночными красками. В это время особенно красиво в кабине пилотов. В этот момент ловишь себя на мысли, что в самолете очень тихо. Кабина пилотов завораживает в это время суток. Наш пилот рассказал об усовершенствованной авионике, которая настолько эффективна и обладает такой широкой функциональностью, что даже в самых базовых конфигурациях она выделяется как самая интуитивно понятная и удобная в использовании концепция кабины пилота из когда-либо существовавших в бизнес-авиации. И наш опыт полетов на разных бизнес-джетах это подтверждает. Четыре 12-дюймовых экрана обеспечивают отображение всей важной информации в нужном месте и без задержек. Инерциальная координатная система (IRS) гарантирует высочайшую надежность и точность высотных и навигационных данных. В стандартную комплектацию также входит система синтетического зрения, автоматы тяги, графическое планирование полета, система предупреждения опасного сближения (TCAS II) и курсовой заход на посадку с вертикальным наведением (LPV). Пилоты поймут, о чем мы.

В компании Pilatus движущей силой для создания инновационных и эффективных технологий является мир вокруг. В качестве двигателя для PC-24 выбран Williams International FJ44-4A, силовой агрегат известный во всем мире. Он выдает запас мощности для поддержки отличных летных характеристик и обеспечивает прямой подъем до максимальной рабочей высоты. Но Pilatus не был бы Pilatus, если бы остановилcя на этом. Еще одна мировая премьера: уникальный режим Quiet Power Mode в PC-24, который обеспечивает бесшумную экономичную выработку энергии для питания электросистем (включая обогрев и кондиционирование воздуха), независимую от любого наземного источника питания. Это повышает эксплуатационную гибкость и топливную эффективность или, говоря проще, обеспечивает максимальную универсальность.

Так незаметно наш полет подошел к концу. Москва встретила нас сильнейшим снегопадом. Вертикальная видимость едва дотягивала до отметки в 200 метров с сильным боковым ветром. С легкостью балерины наш джет изящно коснулся бетонки внуковского аэропорта, который теперь станет для него родным. Добро пожаловать домой!