Кризис в Украине головная боль для операторов

Клиенты из России чрезвычайно важны для европейской бизнес-авиации, как владельцы самолетов, так и заказчики чартеров, считает Аласдер Уайт из Corporate Jet Investor, и нынешняя ситуация всё только осложняет.

Воздушное пространство ЕС закрыто для россиян: ЕС и Великобритания закрыли всё воздушное пространство для самолетов, принадлежащих или эксплуатируемых Россией.

«Мы закрываем воздушное пространство ЕС для россиян. Мы предлагаем запретить все полеты самолетов, принадлежащих России, зарегистрированных в России или контролируемых Россией. Эти самолеты больше не смогут садиться, взлетать или пролетать над территорией ЕС. Это будет применяться к любому самолету, принадлежащему, зафрахтованному или иным образом контролируемому российским юридическим или физическим лицом», — заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. «Итак, позвольте мне быть предельно ясным. Наше воздушное пространство будет закрыто для всех российских самолетов, включая частные самолеты олигархов».

Это большая головная боль для операторов. И тут же возникает много вопросов. Как вы относитесь к самолету, принадлежащему россиянину с двойным гражданством? Как насчет долевой собственности или долевого владения самолетом с российским физическим лицом? Как вы определяете воздушное судно, зарегистрированное не в России, принадлежащее, например компании Британских Виргинских островов? - задается вопросом Уайт.

Санкции представляют большую угрозу для отрасли. Конфликт на Украине привел к шквалу санкций, введенных США, ЕС, Великобританией и другими странами. Для некоторых это будет негативным фактором, но, возможно, позитивным для покупателей бизнес-джетов.

США нацелились на 10 крупнейших банков России. Штаты также блокирует платежи крупным банкам, что может сделать невозможными платежи российским компаниям, таким как поставщики топлива или аэропорты.

Но самый большой риск для российской бизнес-авиации — это попадание под санкции владельцев бизнес-джетов — юридических и физических лиц. Одна только эта угроза мешает банкам предлагать финансирование российским клиентам и производителям от продажи самолетов. Негативное влияние на транзакции: новые сделки по покупке и финансированию бизнес-джетов для российских клиентов будут приостановлены — некоторые из них уже приостановлены. Существующие же сделки могут столкнуться с такими проблемами, как незаконность, форс-мажор и т. д. из-за санкций или экспортных ограничений, комментирует Уайт.

Любые международные сделки с бизнес-джетами, в которых участвует банк, попавший под санкции, или одна из его дочерних компаний, теперь будут, практически, невозможны. Стоит отметить, что некоторые подсанкционные банки, такие как Банк ВТБ и Сбербанк, имеют дочерние лизинговые компании, которые также имеют «авиационные интересы», например, в лизинге, также сильно пострадают, резюмирует Уайт.