Деловая авиация готовится к возвращению на EBACE

На фоне подготовки отрасли к первой за три года европейской конференции и выставке деловой авиации (EBACE), перспективы которой за последние полтора десятилетия были не такими радужными. Еще в 2007 году глобальный финансовый кризис был не за горами, а сегодня украинский конфликт бросает тень на мировую экономику.  

Однако, в отличие от коммерческих авиаперевозок, деловая авиация преодолела еще более серьезный кризис – пандемию Covid-19 – с относительно небольшой турбулентностью, и сообщество снова соберется в Женеве в атмосфере уверенности.

Свидетельство мощного восстановления можно увидеть в прогнозах производителей, а также в громких заказах. Появление сегмента городской воздушной мобильности (UAM), который, по мнению некоторых аналитиков, к следующему десятилетию может стать больше, чем обычная деловая авиация сегодня, добавило дополнительную динамику рынку, который и без того демонстрирует высокий уровень разработки новых продуктов. В этом году на выставке будет представлен ряд стартапов электрических авиатакси UAM, которые представят свои проекты уже не с причудливыми экспериментальными конструкциями, а с проверенными в полете платформами, которые, как они настаивают, готовы к эксплуатации.

Ведущие компании отрасли тоже настроены оптимистично. Исполнительный директор Gulfstream Марк Бернс заявил в марте, что производитель имеет три новые модели в стадии продвинутой разработки, «строит самолеты беспрецедентными темпами», а объем портфеля заказов достиг шестилетнего максимума. В то время как 119 самолетов, поставленных в 2021 году, меньше, чем 127 в 2020 году, поставки вырастут до 123 в этом году и до 170 – в 2024 году, прогнозирует компания. На самом деле, главный исполнительный директор General Dynamics (материнская компания Gulfstream) Феба Новакович говорит, что основным препятствием для увеличения производства Gulfstream в этом году является решаемая проблема с поставками крыльев, а не вялый спрос.

Bombardier планирует отгрузить в 2022 году более 120 самолетов Global и Challenger и говорит, что, если рынок останется сильным, в следующем году этот показатель, вероятно, будет выше. В 2021 году, в первый год своей работы в качестве исключительно производителя бизнес-джетов, канадская компания поставила 120 самолетов, превысив собственный план на 10 джетов. Между тем, Dassault, у которой сейчас в разработке Falcon 6X и 10X, также отлично провела 2021 год, поставив 30 джетов Falcon, что на четыре меньше, чем в 2020 году, но превзошла собственный план на пять самолетов. На конец прошлого года портфель заказов французского производителя составлял 55 деловых самолетов.

Textron Aviation, которая предлагает линейку от поршневых самолетов до суперсредних бизнес-джетов Longitude Citation, поставила в 2021 году 292 самолета Cessna и Beechcraft по сравнению с 245 в предыдущем году, при этом генеральный директор Скотт Доннелли отметил в январе, что спрос на бизнес-джеты в течение всего периода был «очень сильный». В 2021 году выручка подразделения бизнес-авиации Embraer выросла на 5% за счет увеличения поставок и цен. Бразильский производитель поставил в течение прошлого года 93 самолета Phenom и Praetor и ожидает, что в 2022 году их количество вырастет до 100–110.

Отраслевой аналитик Роллан Винсент настаивает на том, что после «ускорения выхода из пандемии» отрасль вступает в «золотой век», когда за последние два года состояние многих богатых людей выросло, и они возобновляют режимы отдыха и работы допандемийного периода. Неуверенные попытки коммерческой авиации восстановить расписание полетов и маршруты после первой фазы пандемии — в сочетании с сохраняющимися опасениями по поводу здравоохранения во время Covid-19 — привели к тому, что «состоятельные люди нашли лучший способ путешествовать по воздуху», заявляет Винсент.

По словам Винсента, при соотношении заказов к поставкам два к одному и объеме портфеля заказов у большой пятерки производителей, который в 2021 году вырос на 39%, производители наслаждаются своим «лучшими заказами за 14 лет». Он также утверждает, что на продажу выставлено недостаточно подержанных самолетов, чтобы удовлетворить спрос со стороны клиентов, многие из которых новички в деловой авиации. Консультант Duncan Aviation по продажам и приобретению самолетов Тим Барбер описывает рынок подержанных самолетов как «очень оживленный», при этом доступный парк самолетов составляет всего 3% от мирового активного флота. «Самолеты покупаются в течение нескольких часов после появления на рынке», — говорит он.

Украинский кризис по-прежнему вызывает беспокойство, но аналитик Брайан Фоули убежден, что обвал российского рынка в результате санкций будет иметь ограниченный эффект. «Благодаря 18-месячным слотам ожидания любые отмененные заказы из России будут быстро заполнены», — говорит он. Он считает, что новые пользователи бизнес-авиации способствуют восстановлению, поскольку на них приходится пятая часть всех заказов. Эти новые клиенты помогли увеличить использование самолетов на 10% по сравнению с 2019 годом, и несмотря на то, что регулярные авиакомпании в настоящее время восстанавливают активность, они «здесь, чтобы остаться», утверждает Фоули, добавляя: «Отрасль в целом находится в новой парадигме».

Однако он предупреждает, что производители «не будут спешить» с наращиванием производства для удовлетворения ожидаемого спроса, вместо этого решив отменить скидки и «фиксировать прибыль». Это потому, что «у производителей долгая память», — говорит он.

Источник: Flightglobal