По словам Роллана Винсента, президента Rolland Vincent Associates и автора исследования JetNet iQ Survey, волатильность — лучшее слово для описания текущего состояния рынка деловой авиации. Выступая в понедельник на конференции NBAA-BACE, Винсент пояснил, что, хотя такие факторы, как геополитические риски и тарифы, вызывают некоторую неопределённость и дискомфорт у покупателей самолётов, сигналы спроса по-прежнему очень сильны.
Основатель JetNet iQ Роллан Винсент ©Curt Epstein/AIN
В этом году JetNet прогнозирует поставку около 820 бизнес-джетов, что на 8% больше, чем в прошлом году. Если этот прогноз подтвердится, 2025 год станет первым годом с допандемийного 2019 года, когда поставки превысят планку в 800 самолётов, и лишь вторым таким годом после 2009 года, с начала Великой рецессии.
Несмотря на тенденцию к росту поставок, объёмы портфелей заказов производителей «большой пятёрки» — Bombardier, Dassault, Embraer, Gulfstream и Textron Aviation — продолжают расти. «Мы наблюдаем очень устойчивые портфели, превышающие два года производства, что весьма радует», — сказал Винсент, — «но, честно говоря, с точки зрения производителя, важно начать превращать их в дополнительный доход. В этом году мы, как отрасль, могли бы легко выпустить 1000 самолётов, и даже в течение длительного периода».
Чтобы ещё раз проиллюстрировать этот спрос, Винсент изучил рыночный запас многих популярных моделей подержанных самолётов и обнаружил, что большинство из них доступны лишь в небольшом количестве. «Мы находимся на рынке с высоким спросом и ограниченным предложением», — отметил он. «Если у вас есть один из них на продажу, вы находитесь в очень выгодном положении по цене».
По словам Винсента, проблемы, сдерживавшие развитие отрасли в последние несколько лет, всё ещё сохраняются. «После всех этих лет у нас по-прежнему есть проблемы с цепочкой поставок, поставщиками, опытом работы с кадрами и кадровым резервом», — заявил он. «Таким образом, у нас действительно хороший портфель заказов, выгодные предложения, конечно, если вы продавец, но мы всё ещё не решили проблему с поставками».
JetNet iQ проводит опросы операторов почти 15 лет, и каждый квартал компания спрашивает респондентов, «как бы они описали текущую рыночную ситуацию в деловой авиации». В недавно завершившемся опросе за третий квартал почти 55% указали, что текущая низшая точка уже пройдена, в то время как чуть более 30% считают, что рынок ещё не достиг её.
Это соответствует самому высокому уровню оптимизма с третьего квартала 2022 года и самому большому скачку от квартала к кварталу за всю историю опросов. Во втором квартале этого года опрос выявил сильный пессимизм, вызванный введением США пошлин и их влиянием на рыночную неопределённость.
Опрос показал, что восстановление 100% амортизационной премии, по крайней мере, в некоторой степени положительно повлияет на покупку нового воздушного судна в следующем году у более чем 59% респондентов. Однако неопределённость, вызванная введением пошлин, почти у половины респондентов в некоторой степени отрицательно повлияет на планы по покупке воздушного судна в следующем году.
Хотя опрос ориентирован на отзывы операторов деловой авиации, неудивительно, что они согласились с утверждением: «Без деловой авиации моя/наша компания или организация были бы менее успешными и менее прибыльными». Почти 87% респондентов заявили, что в некоторой степени согласны с этим утверждением.
Среди новых моделей самолётов, привлекших наибольшее внимание респондентов в этом недавно завершившемся опросе, Gulfstream и Pilatus заняли по две лидирующие позиции: первая – с G400 и G800, в то время как вторая была представлена турбовинтовым PC-12 и лёгким джетом PC-24. PC-12 также стал лидером среди подержанных самолётов, разделив лидерство с Gulfstream G650/G650ER и Cessna Citation Excel/XLS/XLS+.
Отвечая на вопрос в ходе опроса о том, какие, по их мнению, главные задачи отрасли на ближайшие пять лет, респонденты назвали главными восстановление цепочки поставок, а на втором месте — возможности технического обслуживания и ремонта воздушных судов.