«Все стулья заняты, но каждый ищет свободное место»

Несмотря на двузначный рост цен на чартеры и карточные продукты, спрос остается на рекордном уровне, на фоне самой главной проблемы отрасли — нехватке самолетов.

В этом году частные операторы покупали самолеты, нанимали пилотов и приобретали конкурентов в беспрецедентном темпе, но инвестиции вряд ли уменьшат нехватку предложения, поскольку наступление лета не показывает в отрасли признаков снижения рекордного спроса. На самом деле несмотря на то, что NetJets, WheelsUp и другие крупные и небольшие операторы частных джетов тратят миллиарды долларов на самолеты, пилотов и конкуренцию, чтобы предоставить клиентам больше гибкости в выборе способа полета, бронирование частных самолетов становится труднее, чем когда-либо. «Это похоже на игру со стульями», — сказал Дуг Голлан, основатель Private Jet Card Comparisons. «Все стулья заняты, но каждый ищет свободное место».

По данным компании Argus, которая отслеживает ежемесячную активность, в июне частные рейсы в США выросли на 2,2%  по сравнению с 2021 годом. В то же время Голлан отметил небольшой спад чартерного и долевого предложений в течение месяца. Растущий разрыв означает, что владельцы частных самолетов не только больше летают, но и выводят свои самолеты из чартерного пула, что усугубляет проблемы с нехваткой самолетов. Именно эта категория воздушных судов буквально спасала отрасль с момента бума во время пандемии.

В феврале компания Private Jet Card Comparisons опубликовала опрос, отметив, что 51% участников заявили, что планируют больше летать в 2022 году, а 41% рассчитывают летать так же, как и в прошлом году. Но почти половина респондентов были недовольны задержками рейсов регулярных авиакомпаний, повышением цен и ограничениями на полеты. Но, по словам президента Magellan Jets Энтони Тивнана, спрос остается высоким. «Мы видели, как за последний год цены выросли на 30%, и, похоже, это никого не останавливает», — сказал он.

Недавняя серия поглощений в отрасли — более дюжины с января, по данным Jet Card Comparisons — также не создаст дополнительных мощностей. «Когда конкурент A идет и покупает конкурента B, чтобы увеличить свой флот, это одновременно увеличивает спрос», — сказал Патрик Галлахер, президент NetJets по продажам, маркетингу и обслуживанию. «Они не обязательно создают новые мощности, которых у них не было раньше».

Вместо этого беспрецедентная консолидация отрасли означает, что брокерам нужно больше работать над поиском самолетов, сказал Голлан. «То, что раньше было тремя или четырьмя звонками или электронными письмами, теперь — 10 или 20 звонков и электронных писем с «мольбой» найти самолет. В пиковые дни или если есть техническая проблема и нужна замена борта, вам может понадобиться позвонить 40 или 50 операторам, чтобы найти самолет».

По словам Галлахера, NetJets, крупнейший в мире оператор долевого владения, в течение следующих двух лет инвестирует $3,7 млрд в увеличение своего флота на 20% и предоставит клиентам более широкий выбор самолетов. Это включает в себя 80 новых бизнес-джетов в этом году и 100 в следующем году, в том числе пять Global 5500, сверхдальний Bombardier Global 7500 и до 100 легких Embraer Phenom 300E.

Несмотря на дополнительные мощности и недавний наем 450 дополнительных пилотов, NetJets не планирует возобновлять продажу карточных продуктов после создания в августе листа ожидания для сдерживания спроса. «Мы не можем жертвовать обслуживанием и подвергать бренд риску, продавая больше, чем можем обслужить», — сказал Галлахер.

Компания WheelsUp, которая с ноября наняла более 300 пилотов и в этом году приобрела не менее полудюжины авиационных компаний, планирует развивать свой бизнес, расширяя сферу роскошных путешествий за пределами авиации. «Мы стремимся создать цифровую торговую площадку, где нашему участнику не нужна доля собственности», — сказал генеральный директор WheelsUp Кенни Дихтер. «Вы можете заказать King Air в понедельник, а затем Gulfstream во вторник». Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе «мы говорим о приложении, в котором вы можете бронировать яхты, виллы и президентские апартаменты», — добавил он.

Между тем, другие частные операторы пытаются расти традиционным путем — приобретая больше самолетов. В этом году Flexjet планирует добавить 350 пилотов к уже имеющимся 800 и увеличив свой парк на 50 самолетов, до примерно 200 воздушных судов. Среди новых приобретений — Embraer Phenom 300, Legacy 450 и Praetor 500, Bombardier Challenger 350, Gulfstream G450 и G650. Ранее в этом месяце компания объявила о создании частного вертолетного подразделения, состоящего из Sikorsky S-76. Парк будет использоваться в качестве бесплатного дополнительного трансфера для долевых владельцев Gulfstream G650, а также в качестве дополнительного трансферного парка для других долевых, лизинговых и чартерных клиентов.

По словам президента Nicholas Air Педера фон Хартена, чартерный оператор, который получает 95% своих продаж от членства в карточных продуктах, в этом году почти удвоил свой флот, до примерно двух десятков самолетов. Весной этого года к парку состоящему из Citation CJ3, Phenom 300E и Citation Latitude компания добавила три Phenom 300E и еще один суперсредний Challenger 350. Но фон Хартен предупредил, что клиенты не должны впадать в ложную уверенность из-за масштабов заказов, о которых сообщают операторы самолетов.

«Вы должны быть осторожны с компанией, которая объявляет заказы на самолеты», — сказал он. «Заказы самолетов абсолютно ничего не значат в частной авиации. Я могу пойти и выпустить пресс-релиз и сказать, что сегодня я заказал у Gulfstream 50 самолетов». Эти заказы будут выполняться годами. «Единственное, что нас волнует, это то, что эти самолеты стоят на нашем перроне, что мы уже получили поставку и оплатили счет».