Бизнес-авиация в России переживает не лучшие времена

О серьезном снижении предновогоднего трафика во «Внуково-3», крупнейшем в Европе центре бизнес-авиации, писал Forbes. Насколько выросли цены на перелеты бизнес-джетами и куда сейчас предпочитают летать те, кто может себе это позволить?

Предновогодний трафик бизнес-авиации сократился примерно на 50% по сравнению с 2021 годом, пишет Forbes со ссылкой на экспертов. Топ-3 самых популярных направлений этой зимой — Арабские Эмираты, Мальдивы и Кипр. Только в Дубай из Москвы практически каждый день вылетают от двух до восьми бизнес-джетов.

Из «Внуково-3», крупнейшего центра бизнес-авиации в Европе, более чем в три раза снизилось количество рейсов в ноябре этого года по сравнению с тем же месяцем прошлого года, рассказали в пресс-службе аэропорта. С 1 по 21 декабря пассажиры совершили около 150 международных перелетов из терминала «Внуково-3». Для сравнения: за весь декабрь 2021 года таких чартеров было около тысячи.

О том, куда чаще всего сейчас летают бизнес-джеты, рассказывает руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко:

— Процентов, наверное, 60-65 трафика — это внутри России, прежде всего Сочи, Минеральные Воды, немножечко СНГ — Армения, Узбекистан и Казахстан, оставшаяся доля приходится на так называемые дружественные страны — Объединенные Арабские Эмираты, Турция, немного Сейшелы, немного Мальдивы. Я думаю, что российский трафик бизнес-авиации по итогам года упадет, 60% будет совершенно точно.

— Какие-то экзотические направления появляются?

— На моей практике я знаю, что люди потянулись в совершенно экстремальные места — Антарктида, Южная Америка, острова Тихого океана. Здесь говорить о каком-то массовом спросе на такие уникальные путешествия не приходится. Ценник начинается от 500000 евро. В среднем по рынку стоимость перелета увеличилась с коэффициентом 1 из 1,7-2,2. Можно как пример привести Москва — Стамбул либо Москва — Дубай. Количества бизнес-джетов при том спросе, который сейчас есть, просто не хватает.

— Что касается джет-шеринга, насколько эта вещь становится популярной?

— 2021 год у нас, да и отчасти немного 2020 года, стали действительно революционными, джет-шеринг ворвался, это было очень удобно, продавался не целый самолет, а именно кресла в нем. Но весь трафик на джет-шеринге делался в Европу. Сейчас джет-шеринг как сегмент остался, однако количество рейсов, безусловно, снизилось.

Если раньше бизнес-авиация использовала борта до 300 компаний, то сейчас авиакомпаний меньше двух десятков. Раньше основной поток делился на два направления. Первый — европейская горнолыжка, в основном Швейцария и Франция. Сейчас в качестве альтернативы выбирают Сочи.

Второй — Дубай и Мальдивы. Дубай остался, а вот Мальдивы подсократились. Из-за того что западным авиакомпаниям нельзя возить российских пассажиров из-за санкций, азиатские операторы в разы повысили цены. И большинство пересаживаются на регулярные рейсы — продолжает директор по продажам и развитию компании «СВ-Чартер» Сергей Вехов:

— Было 170 тысяч, например, евро или долларов, а стало полмиллиона. Полмиллиона вы должны заплатить за то, чтобы слетать туда-обратно на Мальдивы, долларов, не рублей, втрое стало все дороже. Практически таких клиентов нет, которые готовы такие деньги платить. Подсохло все, и «Внуково-3» уже не такой загруженный аэропорт, на Новый год обычно 2-3 января был аншлаг — свыше 200 рейсов в день «Внуково-3» отправлял, сейчас такого, конечно, не будет. Джет-шеринг есть, но, опять-таки, количество операторов резко уменьшилось. Если раньше можно было на джет-шеринг взять любой VIP Boeing или Airbus из Европы, то сейчас осталось только то, что у нас на территории России может летать. А по сути, такой самолет один.

— Это какой?

— Есть Boeing-767 такой, собственно, его и делят все между собою.

Внутрироссийские перелеты для частной авиации не очень популярны. Людям, которые привыкли летать на бизнес-джетах и жить в пятизвездочных отелях, трудно будет на той же Камчатке, где прекрасная природа, но с сервисом все сложнее.

Источник: BFM.ru