Вторая жизнь «Полярного АН-2»

Сильным государством можно назвать лишь то, которое помнит и сохраняет свою историю. Авиация – это особая отрасль, которой гордится не одно поколение наших соотечественников. Богатая история, легендарные личности и настоящие подвиги – весь этот бесценный «исторический капитал» просто необходимо сохранять для наших потомков.

За последние несколько лет в России силами активистов и не только, установлены или реконструированы множество памятников, открыты авиационные музеи и восстановлены редчайшие самолеты и вертолеты, как военные, так и гражданские. Причем, гражданская техника, как правило, несет на себе фирменную окраску действующих эксплуатантов. Як-40 «Владивосток Авиа» во Владивостоке, Ту-154Б «Сибири» в Когалыме, Ан-24 «Башкирских авиалиний» в Уфе, Ми-6 UTair в Сургуте, Ми-8 «Ямала» в Салехарде, Ми-1 в цветах авиакомпании «Восток» в Хабаровске. В цвета советского Аэрофлота окрашены новые памятники Ан-2 в Томске, Як-12 в Якутске, Як-40 в Нерюнгри и т.д.

На прошлой неделе впервые в Москве был установлен памятник всеми любимому, легендарному воздушному судну – самолету Ан-2Т. Самолет был восстановлен на Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ России и собран сотрудниками МАРЗа на месте установки памятника.

Самолет-памятник расположен на пересечении улицы Молодцова и проезда Шокальского в районе Медведково города Москвы. Он был установлен Префектурой СВАО в рамках благоустройства знакового объекта 2023 года – Сквера по ул. Молодцова и по инициативе местных жителей во главе с активистом Южного Медведково, любителем авиации Сергеем Мартиросяном, при поддержке Председателя Московской городской Думы Алексея Шапошникова.

Самолет выполнен в полярной окраске не случайно, ведь именно Ан-2 ассоциируется с полярной авиацией и освоением Арктики и Антарктики. А Северо-Восточный административный округ – «полярный», названия целого ряда улиц округа связаны с полярными широтами и историей освоения полюса. Среди них улицы Полярная, Северодвинская, Челюскинская, Таймырская, Норильская, Анадырский и Чукотский проезды. Имена покорителей полярных широт носят проезды Берингов, Дежнёва, Шокальского, улицы Амундсена и Нансена.

Самолет получил оригинальную ливрею. В архиве нам удалось узнать подлинную историю борта СССР-Н542.

5 января 1956 г. с дизель-электрохода «Обь» Ан-2 (СССР-Н542) был выгружен на лед, собран и облетан. Летчик А.А.Каш совершил рекогносцировочный полет. Затем Ан-2 отравился к южному геомагнитному полюсу Земли. Преодолев примерно 400 км на юг, экипаж в составе А.А.Каша, штурмана М.М.Кириллова, бортмеханика М.И.Чагина и бортрадиста А.И.Челышева осуществил посадку на покрытую застругами поверхность материка на высоте около 3500 м над уровнем моря при морозе около 30 градусов. В одном из последующих полетов к востоку от «Мирного» был обнаружен скалистый, почти свободный от снега и льда участок размерами 50 на 20 км.

В этом интересном для науки районе создали научную станцию «Оазис». Во 2-ю САЭ (1956-57 гг.) входил авиаотряд, которым руководил легендарный летчик И.П.Мазурук. Налет часов авиаотрядом 8 января 1956 —27 января 1957 Ан-2 (Н-542) составил 290 часов. Вместе с А.С.Поляковым он 18 марта 1957 г. впервые на Ан-2 осуществил посадку на вершину айсберга.

Работал борт и во 2-й КАЭ в составе континентального авиаотряда, командиром которого являлся П.П.Москаленко (не путать с морским авиаотрядом, который работал параллельно, с опорным базированием на «Лену» и которым, как раз, и командовал И.П.Мазурук). В ночь с 14 на 15 августа 1957 г. в результате самого сильного урагана на «Мирном» получил от штормового ветра, распространявшегося со скоростью 20-25 м/с, повреждения нижних плоскостей и подлежал ремонту. В январе 1958 г. на нем закончили ремонт, заменив поврежденные ураганом нижние плоскости на новые, привезенные из Союза. На самолете было выполнено несколько полетов с учеными в район станции «Оазис». Вместе с единственным экспедиционным вертолетом Ми-4 Н-963 налетал 151 час.

На зиму, в преддверии ураганов самолет был оставлен в Оазисе Бангера, где его надежно пришвартовали стальными тросами (диаметром 8-19 мм) за пять точек, закрепленными за «мертвяки». Дополнительная швартовка была произведена и за полные бензиновые бочки.

Но 28 мая 1958 г. после очередной штормовой ночи Н-542 со стоянки исчез. На месте креплений машины остались только торчавшие изо льда тросы с фрагментами силового набора фюзеляжа на концах и вмерзшие в лед стойки шасси с лыжами. В результате организованных поисков с воздуха экипажу Ми-4 Н-963 В.В.Афонина удалось обнаружить пострадавшую «Аннушку» в нескольких километрах от станции на оз. Фигурное. Пролетевшая по воздуху и приледнившаяся в это место машина имела сильнейшие повреждения – кроме шасси, оказалась сломана и правая полукоробка крыльев. Осмотревшие самолет специалисты пришли к выводу, что восстановить его нельзя даже на авиаремонтном заводе.