Возвращение в небо Lear 23-003

Можно утверждать, что Learjet является прародителем сегодняшней многомиллиардной отрасли деловой авиации. Когда в 1964 году был поставлен первый из изящных и быстрых самолетов Lear 23, он сразу же получил признание как среди знаменитостей, так и среди лидеров отрасли и создал рынок частной реактивной авиации, подняв имя Lear Jet в общественном лексиконе как символ новых путешествий, свободы и привилегий.

Lear 23-003 — первый из поставленных самолетов этого типа — теперь вернулся на родину в Уичито, где началась амбициозная программа по возвращению его в летный статус. В то же время он еще находится в процессе приобретения Classic Learjet Foundation (CLF), некоммерческой организацией, основанной бывшими и нынешними сотрудниками отрасли с целью вернуть 003 в то состояние, в котором он был передан заказчику в 1964 году.

Ричард Кович, историк группы, следил за путешествием самолета, учитывая его архетипический статус. «Примерно в 2018 году меня уведомили, что он больше не зарегистрирован», — рассказал он изданию AIN. «Так что это пробудило во мне любопытство: узнать, где находится самолет и что с ним будет». Поиски Ковича закончились в феврале 2022 года, когда ему позвонил отец владельца самолета и спросил, знает ли он кого-нибудь, кто хотел бы купить самолет. В июле 2022 года он, в конечном итоге ставший в руководстве группы после ее официальной регистрации, отправился во Флориду, чтобы проверить состояние самолета, который более десяти лет хранился на открытом воздухе в аэропорту Бартоу-Экзекьютив в Тампе.

У самолета был поврежден руль в результате прошлогоднего урагана 5-й категории «Иэн», но в годы простоя он был наглухо зачехлен. Позже, когда шины накачали и его перекатили в ангар, Lear 23-003 включился и загорелось освещение кабины. «Самолет цел, приборная панель, часы — все есть», — сказал Кович. «Мы не пытались запускать двигатели, потому что они простояли на улице 10–12 лет. Но мы пришли к выводу, что самолет того стоил».

Краткий анализ записей показал, что последний раз он летал более двух десятилетий назад. «Последнее техническое обслуживание было в 1998 году. Была еще одна запись в бортовом журнале в 1999 году, и налет не изменился — на тот момент он составлял чуть меньше 5900 часов — поэтому мы считаем, что на нем летали до тех пор, пока не вышли из строя шасси и двигатели, а потом его припарковали», — сказал Билл Кинкейд, президент организации.

После длительных переговоров обе стороны договорились о цене покупки в $90000 по сравнению с первоначальной запрашиваемой владельцем ценой в $250000. «Мы имели дело с настоящим владельцем. Мы договорились с ним и сказали, что никто не собирается платить четверть миллиона долларов за этот самолет», — сказал Кинкейд, добавив, что владельцы знали о значении самолета и что кто-то в конечном итоге будет его искать. «У них был запас времени на самолет — они сберегли его и хранили где-то около 25 лет — поэтому они заслуживали компенсации за свои усилия».

В конце концов владелец согласился с группой, что самолет следует сохранить. «Я думаю, нам удалось убедить его в том, что мы, пожалуй, лучший вариант в мире», — продолжил Кинкейд. «Мы все увлечены, мы все энтузиасты, у нас есть связи и технические знания, чтобы собрать деньги и снова поднять самолет в воздух, поэтому мы пришли к довольно хорошему соглашению, которое, я не думаю, он нашел бы с другим покупателем».

Действительно, учитывая родословную самолета и присущую ему историческую ценность, некоторые могут подумать, что он мог бы найти дом в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия, но в этом учреждении уже выставлен единственный более старый самолет Learjet: 002, который использовался в программе летных испытаний и был приобретен непосредственно у производителя (001 был потерян в аварии на летных испытаниях еще в 1964 году).

Как только цена на 003 была установлена, фонд выплатил владельцу авансовый платеж, в результате чего можно было снять двигатели GE CJ610-1 и получить записи об их техническом обслуживании. Для ремонта их отправили непосредственно в компанию International Turbine Industries из Мичигана. Компания International Turbine переделает их в модификацию CJ610-4 в качестве пожертвования в натуральной форме.

Одним из сокровищ приобретения является полный набор бортовых журналов 23-003, начиная с момента его поставки, что делает их своего рода капсулой времени. «Лайман Янделл был главным инспектором Learjet в самые первые дни, и его имя есть в бортовом журнале», — сказал Кинкейд. «Это он объявил его годным к полетам еще в 1964 году».

Сам планер был разобран для транспортировки в Уичито, где он был построен почти шесть десятилетий назад и где базируется фонд, официально основанный в сентябре прошлого года.

Крылья сняли, а фюзеляж погрузили на специальный ложемент. Оба узла прибыли в Канзас на грузовике-платформе в конце февраля. Bombardier, которая приобрела Learjet в 1990 году, выделила место для размещения самолета в здании 14 своего комплекса, том самом здании, откуда раньше осуществлялись поставки Learjet.

Хотя внешний вид и кабина 003 были осмотрены, у фонда пока еще не было возможности тщательно изучить конструкцию планера. «У нас есть договор купли-продажи с нынешним владельцем самолета, и когда мы заплатим ему полную сумму, мы сможем фактически начать процесс восстановления», — объяснил вице-президент фонда Джоэл Вебер. По словам Криса Маршалла, секретаря группы и руководителя отдела сбора средств, фонду все еще необходимо собрать около $50000. Хотя он подал заявку на гранты, которые могли бы помочь преодолеть этот разрыв, он все еще ищет финансовые пожертвования.

Большая часть восстановительных работ будет выполнена добровольцами из отрасли, и фонд ожидает, что в них примут участие многие из нынешних и вышедших на пенсию авиационных работников города — некоторые из них даже работали на сборочной линии Lear 23 в первые дни — но сколько времени может занять завершение проекта, еще предстоит определить.

«Если бы мы имели дело с Lear 23, который был в эксплуатации и поступил в эксплуатацию, мы бы говорили о шести-восьми месяцах, но это не тот случай», — сказал Кинкейд. «Мы знаем, что крыло может быть в аварийном состоянии, и пока мы не сделаем его рентген, не заберемся в него и не очистим, мы, честно говоря, не знаем». В зависимости от того, насколько гладко пройдет этот процесс, предполагаемый срок завершения варьируется от трех до пяти лет. Поскольку производство Learjet было прекращено в 2021 году, компания Bombardier спасла и передала в дар главный сборочный стенд Learjet с ныне несуществующей сборочной линии, чтобы помочь решить любые проблемы в этой области. Сейчас агрегат находится на хранении, и он весит 15 тонн в собранном виде.

Что касается других деталей, которые могут потребоваться, то фонд обнаружил несколько планеров Lear 23 на двух известных площадках по утилизации самолетов. «Я просмотрел множество старых фюзеляжей и знаю, что есть много полезных деталей, которые мы, вероятно, получим», — сказал Вебер. «Оба владельца этих компаний уже дали мне устное согласие, что мы можем получить все, что мы хотим».

Интерьер самолета заменялся как минимум один раз за время его эксплуатации, и группа намерена вернуть его к заводским стандартам. «Мы хотим вернуться к оригиналу», — сказал Кинкейд. «Еще одна вещь, которая у нас есть, — это доступ к большому количеству архивной информации как с технической точки зрения, так и с точки зрения маркетинга и продаж, поэтому у нас есть доступ к замечательной сокровищнице данных, которая поможет нам восстановить самолет».

Он также добавил, что местные сервисные провайдеры активизировались. «У нас были некоторые очень предварительные обязательства по пожертвованиям в натуральной форме на услуги, которые будут нам предоставлены», - сказал он. «Нам даже не приходилось спрашивать, как только они узнали, что это произойдет, они сказали: «Мы хотим заняться интерьером». Мы считаем, что это один из способов, благодаря которому реставрация может быть успешной и быстрой, потому что очень много людей заинтересованы в участии». Группа рассматривает аналогичные предложения по стеклам и внешней окраске самолета.

Несмотря на то, что кабина экипажа укомплектована, фонд признает, что необходимо внести некоторые изменения. «Я думаю, что желание фонда состоит в том, чтобы мы оставили ее как можно более оригинальной, но рассмотрение фактора безопасности и некоторых эксплуатационных ограничений, с которыми мы можем столкнуться, заставит нас сделать некоторые обновления», — сказал Вебер.

Аналогичным образом необходимо будет принять решение о том, приводить ли самолет в соответствие с действующими нормами по шуму. «У нас есть путь соблюдения требований, что означало бы наличие «комплекта снижения шума», а также у нас есть путь освобождения от налогов Федерального управления гражданской авиации через программы живой летающей истории», — объяснил Кинкейд. «На самом деле мы не можем начать оформление каких-либо документов об освобождении от уплаты налогов, пока самолет не будет зарегистрирован на имя фонда».

Одним из препятствий, которое уже было преодолено, было получение первоначального N-номера для 003, N200Y. За время своего долгого существования самолет сменил регистрацию, и номер, который он носил при поставке, с тех пор перешел к самолету Cessna Sovereign, принадлежащему корпорации из Луизианы. «После нескольких месяцев приставаний и уговоров я добился их согласия передать нам этот N-номер, и это было в удобное время, потому что в этом году они все равно собираются перекрасить самолет», — сказал Вебер. В свою очередь, фонду пришлось приложить все усилия, чтобы получить персональный сменный регистрационный номер, который удовлетворил владельца компании. На случай, если эта попытка потерпит неудачу, фонд также получил бортовой номер 003, который носил во время программы летных испытаний.

Забегая вперед, отметим, что фонд имеет в своем составе двух пилотов с типовым рейтингом, один из которых был пилотом по маркетинговым операциям в Learjet, а другой работал летчиком-испытателем при производстве.

Поскольку других действующих самолетов Lear 23 не осталось, группа рассчитывает привезти 003 на авиашоу, такие как EAA AirVenture и Sun 'N Fun, «чтобы», по словам Маршалла, «люди могли увидеть, как выглядит и звучит впервые специально разработанный и построенный бизнес-джет, и как он летает».

С помощью самолета фонд хочет не только рассказать историю Билла Лира и людей, которые разработали самолет, ставший синонимом частных роскошных путешествий в 60-х и 70-х годах, но также ту роль, которую сыграли предпринимательство и техническое развитие. «Маркетинг и поддержка знаменитостей актуальны в сегодняшней экономике», — сказал Маршалл. «Мы хотим привнести элементы этой истории и использовать их в школах, чтобы обучать детей, вдохновляя их делать карьеру в области технологий и в авиации, начиная с начальной школы и заканчивая колледжем».

Фонд также считает 003 символом величественной авиационной истории Уичито. «Мы считаем, что этот самолет задал тон всем бизнес-джетам, поставляемым из Уичито», — заявил Вебер. «Мы не хотим говорить только о наследии Learjet, мы хотим убедиться, что мы предаем это гласности, и чтобы весь город владел этим, и весь мир бизнес-джетов владел этим».

Источник: AIN